07-12-17 / 2017
Новости отрасли
Важное звено цифровой дороги

Концепцию реализации комплексного научно-технического проекта "Цифровая железная дорога" обсудил и одобрил Научно-технический совет ОАО "РЖД" на заседании, которое состоялось 30 ноября под председательством генерального директора – председателя Правления ОАО "РЖД" Олега Белозерова.

Новые технологии повысят привлекательность услуг железнодорожного транспорта. – В июле нынешнего года правительство нашей страны приняло программу создания цифровой экономики, направленную на повышение качества услуг и уровня жизни, – напомнил Олег Белозеров. – Концепция "Цифровой железной дороги" является составной частью этой программы, она призвана увязать развитие цифровых технологий на железнодорожном транспорте с политикой, проводимой в этой области государством.

Цель концепции – определить перспективные технологии и направления реализации проекта "Цифровая железная дорога", позволяющие достичь наибольшего эффекта. При ее подготовке были сформулированы ключевые принципы "цифрового бизнеса" для компании: полная согласованность взаимодействия участников перевозочного процесса и подразделений холдинга между собой, бизнес в режиме онлайн и сервисное управление. Так, бизнес в режиме онлайн предполагает предоставление услуг клиенту в "одно окно", при этом заказ выполняется по безбумажной технологии за счет рационально используемого подвижного состава и "ниток" графика. А сервисное управление предусматривает контроль показателей качества услуг, предоставляемых подразделениями компании.

– Для нас "Цифровая железная дорога" – это проект, в котором информация определяет производственные процессы, модель управления и доступные сервисы, – сказал директор по информационным технологиям ОАО "РЖД" Евгений Чаркин. Современные мобильные приложения, технологии платформенных решений и "больших данных", по его словам, способны не просто расширить набор доступных сервисов, но и предложить клиентам именно ту услугу, в которой они больше всего нуждаются в данный момент и за которую готовы платить деньги. Для пассажиров это Wi-Fi в поезде и на вокзале, мультимедийный "Попутчик", а для грузоотправителя – доставка груза "от двери до двери", отправка вагона с его продукцией по расписанию. Потенциал цифровых технологий таков, что даже в такой консервативной отрасли, как железнодорожный транспорт, по словам Евгения Чаркина, с их помощью может быть создано более половины добавленной стоимости услуг.

"Цифровая железная дорога" позволит повысить привлекательность транспортно-логистических услуг за счет внедрения новых технологий и сервисов. Основные из них включены в концепцию – это Интернет вещей, "большие данные", интеллектуальные системы, технологии высокоскоростной беспроводной связи и цифрового моделирования. В целом "Цифровая железная дорога" – это совокупность новейших цифровых технологий, на основе которых будут строиться вся производственная деятельность компании и процессы оперативного управления ею, а также клиентские сервисы.

Компания начинает не с нуля. Многое уже сделано. Так, услуги грузоотправителям предоставляются в "одно окно", при этом применяются цифровая подпись под заявкой на перевозку и цифровое таможенное декларирование грузов. Если раньше эта процедура занимала трое суток, то сейчас меньше часа. В этом году заработала и электронная торговая площадка "Грузовые перевозки". Через нее в ЦФТО уже обратились и получили услуги сотни клиентов, которые до этого не возили грузы по железным дорогам.

Но существует ряд проблем, решить которые планируется в рамках обсуждаемого проекта. В их числе создание методической и научной базы для управления стоимостью жизненного цикла технических систем и оборудования на основе цифровых технологий. А также разработка нового поколения бортовых систем безопасности для локомотивов с элементами искусственного интеллекта и тренажерных комплексов с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности. Для этого, по мнению Евгения Чаркина, необходимо развитие корпоративной культуры, ориентированной на инновации.

Первый заместитель генерального директора АО "НИИАС" Ефим Розенберг считает, что ключевыми объектами для внедрения цифровых технологий и использования, в частности, методов цифрового моделирования должны стать железнодорожные станции. В качестве примеров успешного внедрения современных технологий в производственные и перевозочные процессы он назвал станции Лужская и Челябинск-Главный, где уже действуют интеллектуальные системы управления и метод беспилотного вождения поездов. А Московское центральное кольцо, по его словам, является своеобразной мини-моделью цифровой железной дороги. "На МЦК развиваются цифровые системы контроля в интервальном регулировании движения поездов, их действие основано на абсолютно новых принципах, которые до этого еще нигде не применялись, – сказал Ефим Розенберг. – По многим элементам мы выступаем пионерами, опережая европейские страны, что было отмечено Международным союзом железных дорог".

Но, по мнению ученого, это лишь начало большого пути – процесс развития в рамках проекта "Цифровая железная дорога" будет бесконечным.

– На современном этапе важно консолидировать отдельные направления развития цифровых технологий, которые уже есть в компании, в единый проект и увязать их с последними достижениями науки, – отметил старший советник генерального директора ОАО "РЖД" Валентин Гапанович.

Олег Белозеров отметил, что в ходе внедрения проекта "Цифровая железная дорога" необходимо в корне изменить отношение к человеческому фактору, поскольку именно человек с его компетенциями и опытом может привносить в цифровые технологии новые смыслы, а также умело управлять ими. Именно человеческий фактор должен стать в этом процессе важным звеном, а в целом для компании – выгодным преимуществом, а не недостатком, как это иногда принято считать.

В завершение заседания решено до 30 апреля 2018 года разработать дорожную карту реализации проекта "Цифровая железная дорога" до 2025 года. Кроме того, в Минтранс РФ будут поданы предложения по внесению дополнений в программу "Цифровая экономика РФ" на основе разработанной концепции "Цифровая железная дорога".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок07.12.2017