02-09-15 / 2015
Новости отрасли
Важнейшим фактором сотрудничества с оператором является стоимость услуг

Нестабильная экономическая ситуация, введение экономических санкций в отношении России и падение цен на нефть привели к росту неопределенности, сокращению доходов и резкому ухудшению бизнес-стабильности. О том, какое влияние на операторский рынок оказала негативная макроэкономическая ситуация 2014-2015 годов, Gudok.ru рассказывает начальник департамента маркетинга и тарифной политики московского представительства АО "Федеральная грузовая компания" Александр Метелкин Макроэкономическая ситуация в РФ характеризуется ослаблением внутреннего и внешнего спроса и ухудшением перспектив роста в текущем году. Эксперты по экономике отказываются от сдержанных прогнозов в пользу пессимистических. Считается, что российская экономика уже вступила в продолжительную рецессию и восстановительного роста придется ждать еще долго. 

Положение дел на рынке железнодорожных перевозок во многом определяется общим состоянием российской экономики и влиянием внешнеэкономических факторов. Сокращение объемов промышленного производства, снижение инвестиционной и покупательской активности обусловили продолжительный негативный тренд и на рынке железнодорожных перевозок. Тенденции сокращения объемов перевозок грузов, наблюдавшиеся в 2014 году, продолжились и в 2015-м. По данным за январь-июль 2015 года относительно аналогичного периода прошлого года, снижение объема перевозок по сети составило 3,9%. 

Ослабление национальной валюты позволило металлургическим компаниям увереннее чувствовать себя на мировых рынках, так как в себестоимости продукции преобладает рублевая составляющая. Так, за семь месяцев текущего года экспортные отправки черных металлов увеличились на 9,6% в годовом выражении. При этом спрос со стороны российских компаний на металлургическую продукцию внутри страны продолжает находиться на низком уровне в свете сокращения объемов промышленного производства и строительства. За январь-июль 2015 года внутренние перевозки металлургической продукции по сети сократились на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

В железорудной отрасли ослабление курса рубля несколько смягчило эффект от падения мировых сырьевых котировок. Но значительная часть транспортной составляющей цены российской руды не позволяет в достаточной мере конкурировать с основными странами-импортерами, а объемы перевозки в адрес российских металлургических комбинатов напрямую зависят от изменения спроса на их продукцию. 

Структура грузопотока угольной продукции претерпела изменения. Так, за семь месяцев 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года внутренние перевозки по сети РЖД увеличились на 8,1%, а экспортные -снизились на 2,5%. Ослабление рубля в конце прошлого года способствовало увеличению экспорта и выхода российских поставщиков угля на новые рынки. Однако сформировавшийся профицит угольной продукции на мировом рынке и снижение его цен привело к уменьшению экспортных поставок. 

Резкое снижение цен на нефть и ограничения по привлечению зарубежного финансирования вынудило ряд нефтяных компаний сократить инвестиционные планы и пересмотреть проекты на 2015 год, что уже привело к сокращению их планов по выпуску нефтепродуктов. 

В строительной индустрии России зафиксирован существенный спад, обусловленный сокращением объемов жилищного и инфраструктурного строительства в связи с экономическим кризисом. По итогам семи месяцев железнодорожные перевозки строительной продукции сократились на 16% в годовом выражении. В 2015 году Росавтодор планирует урезать финансирование дорожного строительства на 28% в рамках общего сокращения затрат федерального бюджета. В связи с этим реализация новых дорожных проектов в текущем году не начнется, а ранее запущенные стройки могут частично заморозить. Что касается жилищного строительства, то в текущем году может произойти его сокращение. Чемпионат мира по футболу, развитие транспортной инфраструктуры и реконструкция БАМа на данный момент являются единственными катализаторами спроса на строительные грузы. 

В условиях экономической нестабильности потребительское поведение также претерпело некоторые изменения. Маркетологи ФГК провели исследование по оценке показателей лояльности клиентов, в ходе которого опрошено около 200 компаний-клиентов. По его результатам, самым важным фактором сотрудничества является стоимость услуг. Причем по сравнению с предыдущими годами важность данного фактора подчеркнуло абсолютное большинство компаний. Также у клиентов возросли требования, предъявляемые к качеству предоставляемого подвижного состава и увеличилась значимость таких факторов работы, как своевременная уборка вагонов после выгрузки и соблюдение графика подачи вагонов. В условиях значительного снижения объемов сбыта и повышения уровня цен на товары и услуги для компаний, в особенности для мелких и средних пользователей железнодорожного транспорта, становится актуальной возможность отсрочки платежей. 

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок (gudok.ru)02.09.2015