07-04-21 / 2021
Новости отрасли
Важен срок окупаемости

Владимир Прокофьев, советник генерального директора ООО "Балттранссервис"

Продажа и покупка подвижного состава на вторичном рынке происходит постоянно. Однако сам рынок бывших в употреблении вагонов достаточно нестабильный. Это определяется спросом на определенный вид подвижного состава в разное время.

По моему мнению, есть несколько существенных факторов, которые постоянно влияют на спрос на б/у вагоны, – это укрупнение компаний, их разделение по роду перевозимых грузов и консолидация парка в одних руках.

Крупную партию вагонов (например, 200 штук цистерн, полувагонов и других видов) сегодня можно купить только с конвейера. На вторичном рынке клиент может купить только небольшую партию подвижного состава (до 50 единиц). Приобрести крупную партию бывших в употреблении вагонов проблематично, потому что они давно находятся в руках одного собственника.

Другой стороной вопроса становится возраст вагона, у каждого покупателя своя градация возрастной категории вагона. Понятия молодого или старого парка не существует, каждое предприятие устанавливает свои возрастные сроки для вагона, а соответственно, и его стоимость. По моему мнению, понятие "новый вагон" устанавливается в рамках трехлетней эксплуатации, после он уже старый.

Спрос на старый подвижной состав есть всегда, он зависит от рынка грузов. Время от времени на вторичном рынке возникает дефицит. В определенный момент наблюдается всплеск спроса, но только на определенный вид подвижного состава. Четыре года назад наблюдался спрос на цистерны для перевозки кислоты. Сегодня, например, на вторичном рынке наблюдается дефицит платформ. Купить их не так-то и просто. Все дело в растущем объеме перевозки контейнеров. Спрос на вторичном рынке диктуют бюджет покупателя и его желание скорости окупаемости приобретенного вагона. Если брать долгосрочные инвестиции, то, конечно, лучше приобретать новый парк подвижного состава. Его срок окупаемости составляет 10-12 лет, а вот б/у вагон окупится за 3-4 года. Вывод напрашивается сам: чтобы быстрее получить хоть какую-то прибыль, лучше приобрести вагоны на вторичном рынке. С ценообразованием вопроса нет вообще, продавец имеет право устанавливать договорную цену, которая ничем не регулируется.

Прогнозируется, что в этом году спрос на вторичном рынке вагонов вырастет, поскольку в 2021-м портфель заказов для вагоностроительных предприятий находится на уровне 35-40 тыс.

Если провести параллель между рынком подержанных автомобилей и б/у вагонов, особого различия нет. Но при покупке нового автомобиля, когда вы выезжаете с завода, его стоимость падает примерно на 15-20%, с вагонами такого нет. Вагон выходит на рельсы, и его стоимость неизменна.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок07.04.2021