15-03-23 / 2023
Новости отрасли
Валютой расчета за грузовые перевозки становится рубль

Одна из сложностей в работе с партнерами из дружественных стран - стремление иностранных компаний избежать трансграничных платежей

ОАО "РЖД" работает с партнерами из дружественных стран и рассматривает возможность изменения взаиморасчетов в части взыскания провозных платежей с грузоотправителя и плательщика. Это может коснуться грузовых перевозок по территории РФ и указанных государств. Эксперты рынка отмечают, что в текущих реалиях холдинг и государственные структуры могут рассчитываться только российскими рублями.

Расчеты за грузовые перевозки по инфраструктуре холдинга с компаниями-нерезидентами РФ (юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами России) осуществляются исключительно в российских рублях, рассказал "Гудку" первый заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО "РЖД" Сергей Колесников.

"Вместе с тем холдинг проводит работу с "Белорусской железной дорогой", "НК "Казахстан темир жолы", "Узбекистон темир йуллари", "Азербайджанскими железными дорогами" и с "Улан-Баторской железной дорогой" по рассмотрению возможности изменения порядка расчетов в части взыскания провозных платежей с грузоотправителя и плательщика за перевозку грузов в международном сообщении, следующих по территории указанных государств и РФ", – сообщил Сергей Колесников.

По его словам, холдинг руководствуется принципом "одного окна", который подразумевает взыскание провозных платежей за весь путь следования в национальной валюте страны отправления, с дальнейшим проведением взаиморасчетов в этой валюте между ОАО "РЖД" и железными дорогами иностранных государств. Аналогично ? в обратном направлении.

Отметим, что транспортировка грузов по принципу "одного окна" включает в себя комплексные услуги наибольшего числа структурных подразделений ОАО "РЖД" и использует прежде всего такие активы холдинга, как грузовые дворы, склады, площадки, подвижной состав, оборудование и технологии. В рамках данной системы на все виды услуг заключается один договор, в который включены условия бизнес-единиц холдинга, участвующих в перевозке, а большинство предлагаемых услуг имеет фиксированную цену.

По словам президента Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павла Иванкина, сегодня со сложностями во взаиморасчетах с контрагентами, сталкиваются, в первую очередь, российские банки, которые находятся под санкциями. Если грузоотправители и плательщики работают с такими банками, то валютой их платежа может быть только российский рубль. При этом иностранные контрагенты стараются не работать с подсанкционными структурами.

"Соответственно, если банк и компании, которые производят расчеты, не находятся под санкциями, то, по идее, проблем во взаиморасчетах быть не должно. И это несмотря на то, что мы практически потеряли систему SWIFT", – отметил Павел Иванкин.

По его мнению, юридически у российских банков нет проблем во взаиморасчетах с зарубежными контрагентами, однако по факту они есть. Так, иностранные компании опасаются работать напрямую с Россией и избегают трансграничных платежей.

"Издержки бизнеса на оплату, конечно, выросли", – резюмировал он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок15.03.2023