18-11-11 / 2011
Новости отрасли
Валерий Шпаков: "Унификация тарифов на порожний пробег должна быть поэтапной"

Операторы универсального подвижного состава готовятся к грядущей унификации тарифов на порожний пробег вагонов. По словам генерального директора ОАО "Новая перевозочная компания" (Входит в группу Globaltrans) Валерия Шпакова, тарифные новации способны значительно изменить логистические схемы движения универсальных вагонов, повысить эффективность работы парка и снизить нагрузку на пропускную способность железнодорожной инфраструктуры.

"Транспорт": Каковы объемы перевозок грузов ГМК (руда и металлы), осуществляемых в подвижном составе ОАО "Новая перевозочная компания" в текущем году?

Какова динамика к аналогичному периоду прошлого года?

- В I полугодии 2011 года в подвижном составе компании было перевезено 6,4 млн тонн металлов и металлических изделий, 5 млн тонн руды и 1,5 млн тонн лома черных металлов. За аналогичный период прошлого года парком НПК было перевезено 5,4 млн тонн металлов и металлических изделий, 1,8 млн тонн руды и 1,3 млн тонн лома черных металлов.

"Транспорт": Как компании удается решать проблему с обратной загрузкой подвижного состава "из-под металлов'>?

- Этот вопрос решается, прежде всего, конкурентоспособностью оператора, с его реальными и потенциальными возможностями по выполнению целого ряда условий, ведь в перевозках грузов металлургического сектора конкуренция очень высока. Множество направлений и их значительные изменения в течение месяца обуславливают определенные сложности в процессе планирования перевозок, их выполнения и возврата порожних вагонов на грузообразующие станции. Поэтому необходим гибкий подход к планированию перевозок. Для выполнения этих задач в "Новой перевозочной" работает специализированный логистический центр с автоматизированным оперативным расчетом технологических и экономических показателей работы вагона. Также серьезные преимущества нам дает круглосуточная работа собственного диспетчерского центра и наличие развитой клиентской сети по России и странам СНГ. Кроме того, мы значительно оптимизировали работу после введения системы оформления документов на возврат порожних вагонов через программу ЭТРАН, которая позволила снять необходимость оформления перевозочных документов получателями грузов клиента.

В работе с нашими клиентами - металлургическими холдингами - мы учитываем технологическую целесообразность сдвоенных операций. Крупнейшие металлургические холдинги, как правило, имеют собственные горнорудные активы, что позволяет выстраивать более грамотную логистику. Так, "Новая перевозочная" осуществляет не только вывоз готовой продукции с металлургических комбинатов, но и завоз производственного сырья. Такая схема позволяет максимально оптимизировать работу вагона, минимизировать порожний пробег и тем самым снизить транспортную составляющую в себестоимости готовой продукции предприятий металлургической промышленности.

Мы предлагаем варианты обеспечения регулярного подсыла вагонов в целях создания оперативного суточного погрузочного ресурса, что позволяет нашим клиентам ритмично отгружать продукцию в условиях непрерывности производства металлургических комбинатов и дефицита складских ресурсов.

Таким образом, мы можем предложить нашим клиентам наилучший сервис по обеспечению транспортной безопасности предприятий, что позволяет им, в свою очередь, обеспечивать более качественный сервис для своих клиентов - покупателей металлопродукции.

"Транспорт": Как, на Ваш взгляд, повлияет на рынок перевозок грузов МК планируемая унификация тарифов на порожний пробег?

- Пока сценарные условия проведения унификации тарифов за порожний пробег грузовых вагонов не определены, поэтому однозначно оценить степень ее влияния сейчас сложно. По имеющейся информации, ОАО "РЖД" предлагает провести унификацию одномоментно и установить единый тариф на уровне чуть ниже тарифа второго класса.

В результате унификации тарифов на порожний пробег должно произойти перераспределение тарифной нагрузки между классами. В частности, стоимость возврата вагонов из-под грузов первого тарифного класса (ЖРС, уголь, кокс) увеличится, а из-под грузов третьего тарифного класса (готовый прокат, балки и швеллеры, трубы) - снизится.

Совершенно очевидно, что унификация неминуемо приведет и к изменению сложившихся логистических схем. Например, при перевозке экспортного металла оператору не нужно будет при возврате под новую погрузку металла предварительно перевозить груз первого тарифного класса. Он сразу направит свои погрузочные мощности за новым грузом и тем самым существенно ускорит оборот вагона.

В целом унификация тарифов на порожний пробег принесет пользу для рынка услуг грузовых перевозок, так как сейчас операторы зачастую вынуждены заниматься искусственным формированием логистических схем, направленных на сокращение тарифов на порожний пробег, а не на сокращение его дальности. А это, в свою очередь, снижает эффективность работы вагонов, уменьшает пропускную способность железнодорожной инфраструктуры и порождает дефицит погрузочных ресурсов для потребителей услуг.

В отношении унификации мы придерживаемся позиции НП "Совет участников рынка операторов железнодорожного подвижного состава" и считаем, что ее можно реализовать поэтапно за два-три года, постепенно изменяя тарифы за груженый и порожний рейсы, привязывая такие коррекции к ежегодной индексации. Представляется, что данный вариант позволит провести унификацию более гибко и без потрясений для грузоотправителей и других субъектов рынка перевозок.

"Транспорт": Грузоотправители регулярно сетуют на непосильные железнодорожные тарифы и апеллируют к дальности перевозки. Какова, по Вашим оценкам, реальная транспортная составляющая в цене конечной продукции?Насколько она критична для грузоотправителя - игрока экспортного рынка?

- В рамках работы информационно-аналитического центра НП "Совет участников рынка операторов железнодорожного подвижного состава" наши специалисты осуществили расчет транспортной составляющей в цене типовых грузов с учетом доставки на среднее расстояние при перевозке в полувагонах независимых операторов. В качестве базы для расчетов использовался усредненный показатель коэффициента порожнего пробега, основанный на средневзвешенных показателях ряда компаний - независимых операторов, а также средний показатель коммерческих условий независимых операторов, основанный на нашей экспертной оценке.

Динамика изменения ставок за использование подвижного состава при перевозках грузов за последние два года показывает, что в большинстве случаев цены на перевозимые грузы выросли в большем объеме, и доля транспортной составляющей сохраняется на одном уровне, а иногда даже снижается. Так, транспортная составляющая в цене стального проката сохранялась на уровне примерно 10%. Транспортная составляющая в цене экспортного железорудного окатыша, напротив, уменьшилась с 11 % в конце 2010 года до 9% в II квартале 2011 года, а на внутренних перевозках окатыша транспортная составляющая сократилась с 15% в IV квартале 2010 года до 12% в II квартале 2011 года.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт20.10.11Валерий Шпаков: "Унификация тарифов на порожний пробег должна быть поэтапной"