21-09-15 / 2015
Новости отрасли
Валерий Шпаков: «Единственной отраслью, демонстрирующей рост, оказалась трубная промышленность»

ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ГМК

О текущей ситуации в сегменте перевозок грузов горно-металлургического комплекса и перспективах ее развития в интервью "Транспорту" рассказал генеральный директор АО "Новая перевозочная компания" (входит в группу Globaltrans) Валерий Шпаков.

ВАЛЕРИЙ ШПАКОВ:

"Единственной отраслью, демонстрирующей рост, оказалась трубная промышленность"

"Транспорт": Каково, по вашим оценкам, состояние рынка перевозов грузов ГМК? Какие тенденции прослеживаются?

- Состояние рынка перевозок грузов горно-металлургического сектора характеризуется кризисными тенденциями. Падение курса рубля привело к сокращению внутреннего потребительского рынка и падению инвестиционной активности. Снижение платежеспособного спроса и ужесточение условий кредитования, сокращение стимулирующего влияния государства и другие факторы обусловили падение объемов строительства и машиностроения. Единственной отраслью, демонстрирующей рост в 2015 году, оказалась трубная промышленность, обеспеченная заказами на поставку труб большого диаметра для реализации трубопроводных проектов.

По итогам 7 месяцев текущего года внутреннее потребление черных металлов в России сократилось по отношению к аналогичному периоду 2014 года на 11%. В связи со снижением объемов производства в металлопотребляющих отраслях внутренние перевозки черных металлов по итогам 7 месяцев 2015 года продемонстрировали отрицательную динамику (-8%); импортные перевозки снизились на 46%. В целом по итогам года отраслевые эксперты прогнозируют сокращение объемов внутреннего потребления черных металлов на 10-15%.

В целях компенсации снижения внутреннего спроса российские металлургические компании нарастили экспортные поставки. По итогам 7 месяцев 2015 года доля экспортных перевозок увеличилась до 40%. Для сравнения, в аналогичный период прошлого года доля экспорта черных металлов составляла 35%.

Стоит отметить, что металлургические комбинаты смогли сохранить высокий уровень конкурентоспособности на внешнем рынке за счет низкой себестоимости стали и девальвации российского рубля, позволившей им осуществлять поставки продукции на экспорт по демпинговым ценам. По итогам года ожидается, что рост экспортных поставок черных металлов может составить около 7-8%.

До конца года вероятнее всего сохранится отрицательная динамика внутренних перевозок из-за дальнейшего падения активности в строительной и машиностроительной отраслях. Ожидается увеличение перевозок трубной продукции, так как продолжат активно реализовываться крупные трубопроводные проекты среди которых: "Южный коридор", вторая нитка Бованенково-Ухта, "Сила Сибири". В целях удержания доли на рынке до конца года металлургические комбинаты будут стараться сохранять экспортный грузопоток. По итогам 2015-го мы ожидаем общего снижения перевозок черных металлов по сети ОАО "РЖД" примерно на 4%.

"Транспорт": Каков ваш прогноз в отношении дальнейшего развития событий в металлургической отрасли?

- Спад в российской экономике носит долгосрочный характер. Об этом говорится в новом прогнозе экономического развития России до 2018 года, подготовленным в августе Министерством экономического развития. В связи с этим в 2016 году мы ожидаем сохранения инвестиционной паузы, что означает стагнацию внутреннего потребления черных металлов со стороны строительного сектора, машиностроения, автопрома.

При этом сохранится позитивная динамика производства труб большого диаметра и толстолистовой стали, необходимой для их изготовления, так как продолжат активно реализовываться крупные трубопроводные проекты, возможен старт новых - "Алтай", "Турецкий поток", газопровод в Крыму. Таким образом, рынок нефтегазовых труб, несмотря на негативную макроэкономическую конъюнктуру, сохранит стабильность.

Драйвером роста российского металлургического комплекса будут экспортные поставки. Комбинаты будут стараться не снижать загрузку сталеплавильных мощностей, увеличивая поставки металлов на экспорт. Однако серьезной проблемой расширения экспорта для российских металлургических компаний может являться недостаточный спрос на мировом рынке из-за падения темпов роста глобальной экономики, а также существенное увеличение экспорта китайской стали по демпинговым ценам ввиду девальвации юаня и снижения внутреннего потребления стали. По оценкам экспертов, в 2016 году рост объемов экспортных поставок российских черных металлов может составить около 5% к уровню 2015-го.

Однако внутренний спрос в странах - импортерах российских черных металлов может находиться в неустойчивом состоянии. Также негативным фактором для российских комбинатов может стать снижение внутреннего спроса в Китае, в связи с чем часть российского экспорта может быть замещена китайским на рынках Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

По нашим оценкам, в 2016 году перевозки черных металлов по сети ОАО "РЖД" могут увеличиться на 1-2%, а их структура будет меняться в зависимости от динамики рыночных цен и курса валют. В целом же в 2016 году объемы производства и перевозок горно-металлургической продукции железнодорожным транспортом будут напрямую зависеть от политики государства по стимулированию экономики за счет инвестиций из финансовых резервов.

"Транспорт": А что касается сферы перевозок железорудного сырья?

- Ключевые тенденции мирового рынка железной руды - непрерывное снижение цен и значительное усиление конкуренции - сказались на производственных показателях российских ГОКов.

По итогам 7 месяцев ввиду отсутствия стабильного спроса со стороны внешнего рынка и избытка предложения руды на мировом рынке перевозки железной руды по сети ОАО "РЖД" сократились на 1% относительно аналогичного периода прошлого года. Несмотря на девальвацию рубля и, казалось бы, в связи с этим достаточно устойчивые позиции российских ГОКов среди других экспортеров, экспортные отгрузки снизились примерно на 10%. Импортозамещение способствовало увеличению перевозок руды на внутренний рынок на 4%, при этом импорт снизился на 15%.

Среди стран - импортеров российского железорудного сырья крупнейшим является Китай, на долю которого пришлось примерно 35% экспорта российской руды. За 7 месяцев текущего года объемы экспортных поставок в Поднебесную сохранились практически на уровне аналогичного периода прошлого года. В европейские страны (а это примерно 36% российского железорудного сырья) экспорт сократился на 12%. Рост потребления российской руды по итогам 7 месяцев текущего года наблюдался в Турции - на 71%. Доля этой страны в структуре экспорта руды выросла с 7% до 12%. В настоящее время это направление является весьма перспективным для российских экспортеров. На 39% сократился экспорт железорудного сырья в Украину, на 47% - в Японию.

По нашим оценкам, до конца 2015 года состояние мирового и российского рынков железорудного сырья не улучшится и показатели объемов перевозок железной руды могут снизиться на 1-2% к уровню 2014 года.

Если говорить о перспективах, то, несмотря на прогнозируемое снижение потребления черных металлов на внутреннем рынке в

2016 году, металлургические предприятия скорее всего не будут снижать загрузку доменных мощностей из-за сравнительно низких цен на сырье, поэтому поставки железорудного сырья, вероятно, сохранятся на уровне текущего года или, возможно, незначительно увеличатся.

В 2016 году обострение конкуренции с зарубежными поставщиками и прогнозируемый негативный ценовой тренд на мировом рынке продолжат влиять на объемы российского экспорта железорудного сырья, прежде всего в Китай. Мы ожидаем дальнейшего снижения экспортных перевозок руды ввиду сокращения спроса в Китае и невозможности компенсировать это снижение на других направлениях. В декабре текущего года и в первом квартале 2016-го у всех внешних потребителей российского сырья заканчивается действие долгосрочных контрактов, поэтому возможны изменения и в структуре поставок. Российские ГОКи будут стараться перенаправить руду на внутренний рынок, в Турцию и страны Восточной Европы. По нашим оценкам, в 2016 году перевозки железорудного сырья по сети РЖД могут снизиться на 1-2%.

"Транспорт": Какова специфика работы в этом сегменте вашей компании? Какие задачи стоят на ближайшее время и более отдаленную перспективу?

- Мы своевременно определили приоритеты дальнейшего развития компании - извлечение преимуществ из эффекта масштаба и концентрация на повышении рыночной доли в организации перевозок грузов в перевозках горно-металлургических грузов. Группа Globaltrans имеет целый ряд долгосрочных контрактов с крупными грузоотправителями, часть из которых получили в рамках покупки кэптивных операторов у промышленных холдингов. Нашими ключевыми партнерами являются ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" и холдинг "Металлоинвест".

Стратегия группы предполагает расширение практики заключения долгосрочных контрактов на перевозки по мере того, как они будут заканчиваться у наших конкурентов. В процессе выхода компаний из этих соглашений и проведения новых тендеров мы будем стараться фиксировать объемы с металлургическими предприятиями на как можно долгий период времени. Убежден, что НПК располагает достаточным потенциалом для роста, ведь уровень эффективности нашей работы один из самых высоких на рынке среди крупнейших игроков.

"Транспорт": Какие инструменты используют операторы для повышения эффективности данных перевозок?

- Наша компания продолжает работать над улучшением эксплуатационных показателей всеми возможными способами. Во-первых, с металлургами мы стараемся осуществлять завоз сырья на предприятия с последующим вывозом готовой продукции. Для повышения качества сервиса мы осуществляем не только, к примеру, поставки железорудного сырья на комбинаты, но и угля, и металлолома. Например, для Магнитогорского металлургического комбината и для предприятий холдинга "Металлоинвест" мы выполняем целый комплекс услуг, включая обеспечение перевозок не только по их контрактам, но и по своей контрактной базе. Это усложняет нашу логистику, но в этом случае наши клиенты получают качественный сервис через так называемое одно окно. За счет таких решений мы увеличиваем количество сдвоенных операций и сокращаем расходы на порожние передислокации.

Во-вторых, в рамках обслуживания своих ключевых клиентов мы не просто работаем с собственным вагонным парком, но и активно привлекаем подвижной состав других собственников.

Крупным грузоотправителям и железнодорожным операторам взаимовыгодно заключение долгосрочных соглашений. Преимущества, которые получают наши клиенты, работая с нами, - это, как я уже отметил, возможность работы в одном окне, за счет которого клиенты могут получить весьма значительное сокращение документооборота, а также снижение расходов на маневровую работу внутри комбинатов, и соответственно затрат на нее.

Что касается глобальных преимуществ от долгосрочных соглашений с металлургами, для наших клиентов - это безусловная гарантия вывоза заявленных объемов грузов и возможность долгосрочного планирования объемов погрузки и расходов на их перевозку. А нам как оператору подвижного состава это позволяет иметь стабильную грузовую базу в непростые времена экономического спада. В кризис фактор стабильности приобретает ключевое значение для всех участников перевозочного процесса.

"Транспорт": Какие проблемы, на ваш взгляд, являются наиболее актуальными? Каковы пути их решения?

- Конъюнктура на мировых товарных рынках остается не очень благоприятной для российской экономики, ориентированной на экспорт. Она влияет как на экономику предприятий реального сектора, так и на экономику железной дороги. При этом специфика осуществления перевозок для металлургических холдингов такова, что мы работаем с большим количеством сдвоенных операций, значительным количеством станций назначений грузов, сильными колебаниями объемов суточной погрузки, изменениями направлений перевозок в течение месяца, что связано со спотовым характером рынка металлургии, особенно в экспортном направлении. Допустим, нам был заявлен объем на Владивосток, где мы ожидали вагонов для отправки попутной загрузки, но в результате эта отправка следует, например, в Новороссийск. В итоге такой передислокации требуется оперативно решать возникающие проблемы как во Владивостоке, где ждут вагонов для погрузки попутного груза, так и в Новороссийске, где, в свою очередь, требуется оперативно найти груз для обратной загрузки прибывшего на выгрузку подвижного состава. То есть главным инструментом в повышении эффективности работы остаются логистика и диспетчеризация. У НПК работает собственный логистический центр, а также круглосуточный диспетчерский центр, позволяющий контролировать передвижение подвижного состава фактически в режиме реального времени. Мы понимаем, что транспортный вопрос - лишь один из ряда вопросов, решаемых производителем. Поэтому мы стараемся учитывать особенности работы и потребности каждого нашего клиента, предлагая эффективные решения.

По итогам года объемы перевозки руды могут сократиться на 1-2%

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт21.09.2015