26-08-19 / 2019
Новости отрасли
Валентин Санько: "Выработаны общие методологические подходы к формированию архитектуры создания "Цифровой тяговой подстанции".

Проект включен в программу информатизации ОАО "РЖД" на 2019 годПосле слияния хозяйства электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры и филиала "Трансэнерго" в 2016 году в ОАО "РЖД" под брендом "Трансэнерго" возникла новая структура, обеспечивающая потребности компании в электроэнергии на тягу поездов, закупку, поставку и передачу электроэнергии сторонним потребителям. До этого момента филиал занимался преимущественно договорной работой по закупкам и поставкам электроэнергии. О том, как "Трансэнерго" справляется с поставленными руководством РЖД задачами, газете рассказал директор ОАО "РЖД" по энергетическому комплексу – начальник "Трансэнерго" Валентин Санько.

– ОАО "РЖД" наращивает объемы пассажирских и грузовых перевозок. Как энергетический комплекс обеспечивает развитие компании?

– Одним из направлений нашей деятельности является развитие пропускных способностей железных дорог для обеспечения перспективных объемов перевозок. Для безусловного выполнения требований майского указа президента Российской Федерации Владимира Путина нами разработаны мероприятия, реализация которых позволит обеспечить заданный объем перевозок на основных транспортных коридорах. Данные мероприятия и их приоритетность согласованы со всеми причастными департаментами и начальниками железных дорог.

За последние три года в рамках реализации инвестиционных проектов компании сняты ограничения по устройствам тягового электроснабжения на 36 участках общей протяженностью 1709 км для пропуска грузовых поездов массой 6 тыс. 300 тонн с интервалом 10 минут.

Задачей 2019 года являются организация и выполнение мероприятий по снятию ограничений на 1204 км сети железных дорог. В частности, в ходе реализации первого этапа проекта развития Восточного полигона для поездов массой 6,3 тыс. тонн с интервалом движения 10 минут в полном объеме сняты ограничения по устройствам электроснабжения на участке Петровский Завод – Архара Забайкальской дороги.

В 2018 году сформирован инвестиционный отраслевой проект "Развитие и усиление объектов электроснабжения железнодорожного транспорта для увеличения пропускных и провозных способностей".

Его реализация планируется с учетом технологической увязки с планами компании по выполнению комплексных инвестиционных проектов развития инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного, Азово-Черноморского бассейнов и Дальнего Востока. Всего на период до 2025 года в составе комплексных инвестиционных проектов и указанного проекта предусмотрено строительство 60 тяговых подстанций, техническое перевооружение 359 тяговых подстанций, модернизация устройств контактной сети на участках общей протяженностью более 4,3 тыс. км, что позволит повысить эффективность перевозочного процесса за счет усиления системы тягового электроснабжения на основных направлениях перевозок.

– С какими структурами взаимодействует "Трансэнерго", чтобы решать стоящие перед ним задачи?

– Для выработки комплексных решений по обеспечению внешним электроснабжением перспективных электрических нагрузок при развитии железнодорожной электроэнергетической инфраструктуры организовано постоянное сотрудничество с Минэнерго России, сетевыми компаниями и системным оператором. При работе внутри ОАО "РЖД" можно выделить постоянное взаимодействие с Центральной дирекцией инфраструктуры, строительным комплексом, аппаратом движения по совмещению наших планов по реконструкции контактной сети с планами по ремонту и модернизации пути, чтобы вести работу в одни "окна", до минимума сокращая перерывы в движении, увеличивая тем самым провозные способности сети ОАО "РЖД".

– Как строится работа с поставщиками электроэнергии для ОАО "РЖД"? Удается ли получать выгодные для компании условия поставок?

– ОАО "РЖД" является крупнейшим промышленным потребителем электрической энергии Российской Федерации, объем потребления которого за 2018 год сложился на уровне 51,5 млрд кВт•ч, что составило 4,7% общероссийского потребления электроэнергии.

В целях электроснабжения объектов ОАО "РЖД" заключено 228 договоров энергоснабжения с региональными гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями.

Основным поставщиком электроэнергии для ОАО "РЖД" является ООО "Русэнергосбыт". В 2017 году по оптимизации договорных отношений между ОАО "РЖД" и ООО "Русэнергосбыт" были подписаны дополнительные соглашения, предоставляющие ОАО "РЖД" право выбора ценовых категорий в границах всех субъектов Российской Федерации, а также возможность применения тарифов ПАО "ФСК ЕЭС" в отношении объектов ОАО "РЖД", присоединенных к электрическим сетям ЕНЭС России. Все это позволило снизить стоимость закупаемой энергии в 2018 году на 5,2 млрд руб.

В настоящее время ОАО "РЖД" ведет переговоры с ООО "Русэнергосбыт" по дополнительному улучшению условий поставки, таких как изменение порядка определения фактической мощности и снижение величины сбытовой надбавки поставщика.

Правительством Российской Федерации 6 мая 2019 года одобрена инициатива ОАО "РЖД" по вступлению в ассоциацию "НП Совет рынка". На наблюдательном совете ассоциации "НП Совет рынка", который прошел 26 июня, было принято решение о приеме ОАО "РЖД" в члены партнерства, что позволит компании покупать электроэнергию на оптовом рынке самостоятельно, без посредников и снизит цену приобретаемого ресурса.

– Компания активно обновляет парк тягового подвижного состава. Новые электровозы предъявляют дополнительные требования к системе энергоснабжения?

– Парк тягового электроподвижного состава постоянно пополняется более мощными локомотивами, способными водить поезда большей массы, что, безусловно, требует дополнительных мероприятий по усилению систем как тягового, так и внешнего электроснабжения.На участках, где необходимо формировать поезда повышенной массы, мы модернизируем существующие устройства тягового электроснабжения: подвешиваем усиливающие провода, устанавливаем более мощное электротехническое оборудование, строим новые тяговые подстанции.

– Что делается энергетиками для развития станций и вокзалов?

– Одним из важных вопросов в работе станций является соответствие освещения требованиям ГОСТа. Мы реализуем инвестиционный проект, предусматривающий обновление систем освещения на 834 объектах, в том числе на 623 станциях, в период 2018–2024 годов.

– Сейчас на сети набирают обороты процессы цифровизации.

Что в этом плане происходит в энергокомплексе?

– В ноябре прошлого года совместно с Департаментом информатизации выработаны общие методологические подходы к формированию архитектуры создания первого этапа "Цифровой тяговой подстанции".

Проект включен в программу информатизации компании на 2019 год.

Проектно-конструкторско-технологическим бюро по системам информатизации – Центром цифровых технологий – прорабатывается проект с использованием внедренных ранее в компании программных комплексов – Единой корпоративной автоматизированной системы управления инфраструктурой ЕК АСУИ и Единой корпоративной автоматизированной системы управления трудовыми ресурсами ЕК АСУТР. Объединенное управление всеми параметрами станет первым шагом к созданию "интеллектуальной" подстанции. Пилотным объектом для реализации проекта определена стыковая тяговая подстанция двух родов тока (постоянный и переменный) Владимир Горьковской дороги.

На ней планируется провести опытную эксплуатацию новых систем мониторинга и диагностики электротехнического оборудования. В настоящее время ведется предпроектное обследование этой тяговой подстанции.

– Какие проекты ресурсосбережения реализуются "Трансэнерго", какой эффект они дают ОАО "РЖД"?

– В этом году продолжается реализация инвестиционного проекта "Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте", предусматривающего снижение расхода топливно-энергетических ресурсов в тяговой энергетике. Внедряются устройства компенсации реактивной мощности, модульные посты секционирования, системы управления резервированием мощности устройств электроснабжения. Это обеспечивает повышение напряжения на токоприемниках электроподвижного состава и снижение технологических потерь электрической энергии.

Реализация этих проектов позволяет не только выполнить целевую задачу вышеуказанного инвестиционного проекта в части экономии электрической энергии, но и снять ограничения пропускной способности на участках Алтайская – Артышта-2 Западно-Сибирской дороги, Лянгасово – Ацвеж Горьковской дороги и Лоста – Кошта Северной дороги за счет сокращения межпоездных интервалов. Экономический эффект от реализации мероприятий по ресурсосбережению в 2018 году составил 25,1 млн руб., или 102,7% от установленного компанией плана.

Задание по экономии топливно-энергетических ресурсов выполнено на 101,7%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок26.08.2019