27-02-19 / 2019
Новости отрасли
Валентин Гапанович: "Воздействие на окружающую среду подразделений российских железных дорог минимально"

Валентин Гапанович, занимавший с апреля 2017 года до 11 февраля 2019 года пост старшего советника главы ОАО "РЖД" и курировавший вопросы экологии и защиты окружающей среды, в интервью "Гудку" рассказал о вызовах, которые стоят перед ОАО "РЖД" в сфере охраны природы– Валентин Александрович, в 2014 году в Федеральный закон № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" были внесены изменения, согласно которым все хозяйствующие субъекты были разделены по категориям в зависимости от степени их воздействия на окружающую среду. А с 1 января 2019 года к каждому объекту в соответствии с его категорией предъявляются определенные требования. Что это за требования и что нужно сделать, чтобы предприятия ОАО "РЖД" им соответствовали?

– Действительно, основной новацией экологической реформы стало разделение предприятий на четыре категории, которые различаются по степени негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) – от минимального (IV категория) до значительного (I категория). Это было сделано для решения целого ряда задач, включая повышение контроля за опасными производственными объектами и, наоборот, – снижение контроля за объектами, оказывающими минимальное НВОС, уменьшение неоправданных экономических издержек предприятий, снижение нагрузки на контролирующие органы.

Наша компания является крупнейшим природопользователем в России. Хозяйственная деятельность ведется на 13 тыс. производственных площадок. Общая площадь земель, занятых подразделениями компании, составляет 9 тыс. 740 кв. км. Всего в территориальных органах Росприроднадзора зарегистрировано свыше 8 тыс. объектов негативного воздействия ОАО "РЖД". Из них два объекта I категории, 8095 объектов – II категории, 109 объектов – III категории и 54 объекта – IV категории. В их составе 80 тыс. источников загрязнения атмосферного воздуха, 154 источника сточных вод в водные объекты, порядка 50 тыс. объектов накопления отходов.

Понятно, что объекты, отличающиеся наибольшим вкладом в загрязнение окружающей среды, находятся под самым пристальным контролем со стороны государства. С 1 января 2019 года для них предусмотрен особый способ нормирования – получение комплексного экологического разрешения (КЭР). Оно включает, в частности, разработку нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также согласованную программу производственного экологического контроля.

Кроме того, стационарные источники выброса, расположенные на объектах I категории, необходимо оснастить автоматическими системами измерения выбросов, а это, безусловно, недешево.

Требования по разработке программ производственного экологического контроля установлены не только для предприятий I категории, но также II и III категорий. Деятельность на объектах II категории будет осуществляться также на основании декларации о воздействии на окружающую среду. Она содержит, кроме прочего, информацию о реализации природоохранных мероприятий, данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду, декларируемый объем выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов. Объекты III категории в уведомительном порядке предоставляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов. Что касается объектов IV категории, то они освобождаются от разработки нормативной документации и предоставления отчетности в сфере обращения с отходами.

– Что включает в себя программа экологического контроля для объектов I, II и III категорий, кто и как его проводит?

– Разрабатывают программу юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объекте. Производственный экологический контроль (ПЭК) обеспечивает проверку соответствия предприятия требованиям законодательства в области охраны атмосферного воздуха, охраны и использования водных объектов, обращения с отходами.

В настоящее время программы экологического контроля разработаны и утверждены для всех объектов подразделений компании, которым присвоены I, II и III категории. В соответствии с законодательством РФ лаборатории, которые проводят ПЭК, должны быть аккредитованы в национальной системе аккредитации. Для обеспечения экологического мониторинга за воздействием линейных предприятий филиалов компании на окружающую среду в ОАО "РЖД" создана мощная система, включающая в себя 56 стационарных экологических лабораторий, аккредитованных в национальной системе аккредитации, 53 лаборатории на автомобильном ходу, 12 вагонов-лабораторий. Лаборатории осуществляют отбор и проведение количественного химического анализа проб природной и сточной воды, почв, грунтов, отходов, промышленных выбросов, измерение физических факторов производственной среды на территориях жилой застройки, селитебной территории.

Лаборатории оснащены современным аналитическим оборудованием, в том числе позволяющим проводить анализ всех видов загрязнений.

Внутренняя целевая структура управления природоохранной деятельностью в РЖД сформирована исходя из требований реализации единой технической политики в этой области. В сфере экологической безопасности задействованы порядка 3 тыс. руководителей и специалистов компании.

На каждом уровне управления определены центры экологической ответственности. Центры охраны окружающей среды (НЦОП) в этой структуре являются региональными центрами компетенции и методологии в сфере природопользования и экологии. Главная задача НЦОП – оценка соответствия хозяйственной деятельности подразделений компании экологическим требованиям для снижения экологических, финансовых, имиджевых рисков.

– В чем заключается риск-ориентированный подход в области экологического надзора, который применяется в настоящее время?

– Объектам присваиваются категории риска, их шесть – от низкой до чрезвычайно высокой. Значительное влияние на присвоение категории риска объекта оказывает его расположение на "уязвимой" природной территории. Фактически, если объект находится на особо охраняемой природной территории, например в центральной экологической зоне Байкала, критерий риска высокий.

А если предприятием были допущены экологические правонарушения, у него отозвана или аннулирована лицензия на пользование недрами или обращение с отходами либо уже вынесен обвинительный приговор должностному лицу за экологическое преступление – критерий риска повышается до чрезвычайно высокого.

От категории риска напрямую зависит периодичность проведения проверок. Поэтому риск-ориентированный подход предполагает снижение количества государственных проверок в зонах, где риск нарушений меньше. Такой подход должен снизить административную нагрузку на добросовестные предприятия.

С 2018 года в РЖД действует корпоративный стандарт "Система управления охраной окружающей среды в ОАО "РЖД". Правила организации и проведения внутренних аудитов и проверок", который устанавливает основные цели, задачи и порядок планирования, организации и проведения внутренних экологических аудитов и инспекционных проверок в компании.

За прошлый год силами уполномоченных работников ОАО "РЖД" проведено свыше 2 тыс. проверок и аудитов в сфере экологической безопасности. Это позволяет работать на предотвращение экологических рисков.

– Что нужно сделать, чтобы минимизировать выбросы парниковых газов на железной дороге и избавиться от оборудования и отходов, содержащих стойкие органические загрязнители? Какие "зеленые технологии" применяются и сколько времени для этого потребуется?

– Согласно данным Государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды, воздействие на окружающую среду подразделений российских железных дорог минимально (доля от 0,04 до 1,08%). Железнодорожный транспорт уже давно использует в основном объеме перевозок наиболее чистый источник энергии – электроэнергию. Сегодня российские железные дороги перевозят более 86% грузов и 85% пассажиров на электротяге.

Одно это является существенным преимуществом железнодорожных перевозок в части экологической эффективности. К примеру, за поездку одного пассажира из Санкт-Петербурга в Москву на поезде в атмосферу выбрасывается в 2,5 раза меньше СО2, чем на автобусе, и почти в 4 раза меньше, чем на самолете. По данным ежегодных отчетов Международного энергетического агентства и Международного союза железных дорог, показатели энергоэффективности российских железных дорог остаются одними из лучших в мире.

Вместе с тем с учетом государственной стратегии перехода к устойчивому низкоуглеродному развитию снижение выбросов парниковых газов остается частью экологической стратегии РЖД. В ОАО "РЖД" установлены стратегические ориентиры по сокращению выбросов парниковых газов до 2030 года, утверждена программа формирования системы учета и управления парниковыми газами.

В настоящее время объем выбросов парниковых газов по компании по сравнению с базовым 1990 годом снизился на 44%. С принятием Федерального закона РФ № 164 от 27 июня 2011 года "О ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях" (СОЗ) Россия взяла на себя обязательства по запрету и контролю СОЗ и уничтожению запасов полихлорированных бифенилов (ПХБ).

Первоочередной задачей является вывод из эксплуатации к 2025 году электротехнического оборудования, содержащего ПХБ, и уничтожение к 2028 году ПХБ-отходов.

Согласно предварительным данным документарной инвентаризации, в подразделениях хозяйства электрификации и электроснабжения и Дирекции тяги ОАО "РЖД" используются более 28 тыс. силовых трансформаторов и более 25 тыс. конденсаторов.

Ориентировочно порядка 60% конденсаторного оборудования ОАО "РЖД" подлежит замене и термическому обезвреживанию в связи с содержанием в их составе 100% ПХБ. В связи с этим в компании предусмотрены проведение инструментальной инвентаризации используемого оборудования, содержащего ПХБ, разработка дорожной карты по выводу из эксплуатации загрязненного оборудования, организация аккредитованных лабораторных центров по анализу ПХБ, внедрение технических мощностей по очистке маслонаполненного оборудования, проведение работ по обезвреживанию загрязненного оборудования.

– Если говорить в целом, то насколько ОАО "РЖД", по вашему мнению, соответствует современным экологическим требованиям?

– "Российские железные дороги" сегодня представляют собой один из наиболее сложных хозяйственных комплексов страны.

Как крупная компания с более чем 180-летней историей, мы имеем достаточное количество проблем, в том числе и экологического направления: это вопросы акустического воздействия на окружающую среду, обращения с отходами, очистки сточных вод, ликвидации объектов накопленного с 30-х годов прошлого века экологического ущерба и другие. Вместе с тем, устанавливая основной целью выполнение миссии – перевозить грузы и пассажиров с максимальной безопасностью и высоким качеством услуг, компания считает возможным и необходимым участие в решении задач, направленных на минимизацию антропогенного воздействия на окружающую среду.

Экологическая безопасность играет важнейшую роль на всех этапах подготовки и принятия управленческих решений и является важным фактором динамичного развития нашей компании.

Наши стратегические ориентиры: снижение негативного воздействия технологической деятельности на окружающую среду, внедрение современных ресурсосберегающих технологий, создание системы эффективного обращения с отходами, повышение компетенций в сфере экологической безопасности у руководителей и специалистов компании.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.02.2019