26-08-15 / 2015
Новости отрасли
Валентин Гапанович: «Среди приоритетов — скоростное пассажирское и тяжеловесное грузовое движение»

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЖД

Текущая политическая и экономическая ситуация не могли не отразиться на деятельности госкомпаний. Затронули они и основы технической политики национального железнодорожного перевозчика. О некоторых изменениях в ней накануне V Международного железнодорожного салона техники и технологий "ЭКСПО-1520" "Транспорту" рассказал старший вице-президент, главный инженер ОАО "Российские железные дороги" Валентин Гапанович.

ВАЛЕНТИН ГАПАНОВИЧ:

"Среди приоритетов - скоростное пассажирское и тяжеловесное грузовое движение"

"Транспорт": Валентин Александрович, как бы вы кратко сформулировали техническую политику РЖД сегодня? Какие приоритеты стоят перед компанией? Какие задачи необходимо решить в ближайшее время? В более отдаленной перспективе?

- Концептуально, техническая политика ОАО "РЖД" развивается по 12 направлениям, определенным Стратегией инновационного развития на период до 2015 года, в соответствии с основополагающими государственными документами, определяющими развитие железнодорожного транспорта в России до 2030 года. В настоящее время разрабатывается новая Стратегия научно-технической политики на период до 2020 года и на перспективу до 2025 года, а также Программа инновационного развития на период до 2020 года. Эти документы определят горизонт инновационного развития компании на среднесрочный период.

Сохраняется преемственность с уже имеющимися наработками, и при этом уже определены дополнительные области деятельности для ответа на вызовы, появившиеся в последнее время. В перспективе пристальное внимание будет уделяться развитию транспортно-логистических систем в едином транспортном пространстве, повышению уровня клиентоориентированности, совершенствованию технологий перевозочного процесса, внедрению инновационных технических средств и технологий для организации скоростного пассажирского и тяжеловесного движения в грузовом сообщении. Как и прежде, приоритетными для ОАО "РЖД" останутся задачи обеспечения безопасности движения поездов, научно-технического обеспечения природоохранной деятельности и ведения социально-ориентированного бизнеса.

"Транспорт": Какие ключевые направления развития и наиболее интересные проекты вы бы выделили в сфере тягового подвижного состава?

- Развитие тягового подвижного состава - одна из областей, в которых компания стремится к внедрению наиболее современных разработок, а по ряду позиций является мировым лидером. Прежде всего, перспективным направлением, получившим достаточно широкое развитие во взаимодействии ОАО "РЖД" и отечественных промышленных предприятий, является использование сжиженного природного газа в качестве топлива для локомотивов. Успешно проведена подконтрольная эксплуатация и полный комплекс приемочных испытаний первого маневрового газотепловоза ТЭМ19 на Свердловской железной дороге. Сейчас локомотив проходит сертификационные испытания. При эксплуатации газотепловоза при выполнении им маневровой работы получено снижение затрат на топливо до 23%. Продолжается опытная эксплуатация газотурбовозов rTlh-001 и rTlh-002 на полигоне Свердловской железной дороги.

В перспективе рассматривается исследование возможности использования на локомотивах двигателей, работающих на водородном топливе. Другим направлением, позволяющим экономить топливно-энергетические ресурсы на тягу поездов, является внедрение многодизельных локомотивов, таких типов как, например, ТЭМ14 производства Людиновского тепловозостроительного завода и тепловозов ЧМЭ3, модернизируемых при ремонте на заводах ОАО "Желдорреммаш".

Одним из ключевых проектов предстоящего периода, призванным обеспечить принципиально новое качество пассажирского сообщения в нашей стране, является начало работ по проектированию и строительству высокоскоростной магистрали Москва - Казань, с максимальной скоростью обращения поездов до 400 км/ч. Создание нового подвижного состава, предназначенного для ВСМ Москва - Казань, станет одним из сложнейших и интереснейших инженерных проектов для ОАО "РЖД" и его дочерних компаний, всего транспортно-промышленного комплекса России.

"Транспорт": Насколько успешно идет локализация в производстве железнодорожной техники?

Насколько изменилась ситуация в связи с последними внешнеполитическими событиями?

- Политическая обстановка в мире, рост курса иностранных валют, введение режима экономических санкций в отношении Российской Федерации обозначили проблему импортозависимости во всех отраслях промышленности, в том числе и в транспортной отрасли.

В 2014 году ОАО "РЖД" взяло курс на плановый и поэтапный переход от закупок иностранной продукции на закупки эквивалентной по техническим характеристикам и потребительским свойствам российской продукции.

30 марта 2015 г. утверждена программа импортозамещения закупаемой ОАО "РЖД" продукции на период 2015-2020 гг. В соответствии с ней закупки импортной продукции - материально-технических ресурсов, оборудования, подвижного состава - по отношению к 2015 году снизятся не менее чем на 6,2 млрд рублей.

В рамках утвержденной программы импортозамещения проводятся работы по локализации железнодорожной техники.

Одним из ярких примеров локализации высокотехнологичной продукции является производство электропоезда "Ласточка" на ООО "Уральские локомотивы". На данный момент локализация производства электропоездов оценивается на уровне 49%. Контракт предусматривает последовательное увеличение уровня локализации с доведением его к концу 2017 года до 80%.

Совместными усилиями специалистов ОАО "РЖД" и ООО "Уральские локомотивы" проводится комплексная работа по импортозамещению основных комплектующих электро поездов, таких как микропроцессорная система управления и диагностики поезда, компоненты тяговой системы, климатическая система, элементы отделки кузова, компоненты тормозной системы, сцепные устройства и др. В кооперационных связях при производстве электропоездов участвует более 150 российских компаний.

Всего сейчас действует в различных регионах Европейской части России 8 межобластных маршрутов и 5 пригородных маршрутов. В этом году для ОАО "РЖД" должно быть поставлено 23 электропоезда.

Необходимо отметить, что технологическая оснащенность производственных мощностей ООО "Уральские локомотивы" не уступает производственным площадкам таких мировых грандов, как Siemens, Alstom, Bombardier, а по некоторым аспектам даже превосходит. На предприятии имеются все возможности для воплощения практически любой конструкторской мысли в изделие.

Активная работа по локализации производства также проводится по электровозам серий ЭП20, 2ЭС5 и 2ЭС10.

Вместе с тем необходимо отметить, что по некоторым группам продукции локализация производства находится на низком уровне или вовсе отсутствует. В первую очередь, это большая часть радиоэлектронной и микроэлектронной продукции, которая не производится отечественной промышленностью, но которая закупается предприятиями для производства изделий, поставляющихся для нужд ОАО "РЖД". Комплекс мер по развитию в стране рынка ключевых высокотехнологичных комплектующих и компонентов, в том числе за счет стимулирования локализации лучших мировых производственных практик, предусматривается в проекте обновленной Стратегии развития транспортного машиностроения России до 2030 г., а также в новой редакции Стратегии научно-технического развития компании. Вопрос освоения производства данной продукции отечественными предприятиями прорабатывается совместно с профильными министерствами и ведомствами Российской Федерации.

"Транспорт": Насколько перспективным и нужным, по вашему мнению, является развитие тяжеловесного движения? Какой эффект может дать? Какие факторы тормозят движение вперед?

- В соответствии со Стратегией ОАО "РЖД" разработана комплексная программа развития движения поездов массой 9000 тонн на направлениях Кузбасс - Северо-Запад, Кузбасс - Центр и Кузбасс - Юг, а также повышения массы поезда до 7100 тонн на направлении Кузбасс - Дальний Восток. В перспективе эти направления будут иметь решающее значение для обеспечения роста как внутренних, так и экспортных перевозок.

На постоянной основе организовано движение поездов весом 8000 и 9000 тонн на направлениях Кузбасс - порты Северо-Запада, Кузбасс - Центр. Так в прошлом году таких поездов отправлено в 1,8 раза больше, чем в 2013 году. В декабре первые поезда весом 9000 тонн с газовым конденсатом проведены со Свердловской дороги до Усть-Луги. В этом году таких поездов будет отправлено еще больше.

В целях исполнения решений научно-технического совета ОАО "РЖД" "О развитии тяжеловесного движения на железнодорожном транспорте", проведенного в июне 2014 года, были проведены испытания для оценки возможности пропуска поездов массой 7100 т на Восточном полигоне сети. Результаты тягово-энергетических испытаний электровозов 2ЭС5К на полигоне Междуреченск - Смоляниново при вождении поездов этой массы, сформированных из вагонов с нагрузкой 25 тс на ось, показали наличие возможности их сквозного пропуска на всем полигоне, но с учетом устранения инфраструктурных ограничений, главные из которых - недостаточная мощность системы тягового электроснабжения на 17 перегонах Транссиба. Одновременно была проведена оценка параметров напряженно- деформируемого состояния железнодорожного пути, а также сил сопротивления движению поездов. По результатам испытаний было установлено, что в кривых малого радиуса сложного профиля пути показатели воздействия на путь от полувагонов с нагрузкой 25 тс на ось не превышают нормативных значений. Другим не менее важным результатом является снижение удельного расхода электроэнергии на тягу до 10%.

Впервые на сети дорог проводится опытная эксплуатация вагонов с осевыми нагрузками 27 тс для определения их воздействия на путь и искусственные сооружения. Полигоном испытаний стал участок Ковдор - Мурманск Октябрьской железной дороги. Уже с уверенностью можно констатировать, что получены очень интересные результаты, крайне важные как с точки зрения текущего содержания пути, так и проектирования вагонов нового поколения.

Важным этапом в развитии технологий тяжеловесного движения стали испытания соединенных поездов массой 12 600 тонн на скоростном полигоне Майкоп - Белореченская. Получены научно обоснованные данные для формирования нормативной базы, определяющей требования по организации их вождения, на основании которых утверждена инструкция, определяющая порядок их обращения на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД".

В сентябре-октябре этого года на Западно-Сибирской железной дороге впервые будут проведены испытания соединенных поездов массой до 14200 тонн.

В завершение хочу отметить, что даже в непростых экономических условиях мы должны сохранить набранные темпы инновационного развития и по всем параметрам находиться в числе мировых лидеров железнодорожной отрасли.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт26.08.2015