22-05-15 / 2015
Новости отрасли
Валентин Гапанович: "Сохранить набранные темпы инновационного развития"

Накануне юбилея старшего вице-президента по инновационному развитию - главного инженера ОАО "РЖД" Валентина Гапановича мы беседуем с ним об актуальных проблемах инновационного развития холдинга.

- Валентин Александрович, как известно, одна из ключевых задач ОАО "РЖД" - модернизация БАМа и Транссиба. Насколько Вы погружены в эти работы и как именно? Какими этапами реализации проекта особенно довольны?

- В рамках развития Восточного полигона за счет средств ОАО "РЖД" осуществлялись работы по строительству вторых путей, разъездов, станций, обновлению основных фондов локомотивного хозяйства. Введен в действие Кипарисовский тоннель, три разъезда на участках Таксимо - Новая Чара, Учугей - Десс - Мирошниченко, дан старт строительству нового Байкальского тоннеля. Также 13 марта этого года для реализации проекта мы получили первые 50 млрд руб. из Фонда национального благосостояния.

Несмотря на то, что все решения по финансированию Восточного полигона были приняты еще в 2014 году, фактическому поступлению средств предшествовала серьезная работа. На Транссибе были проведены испытания для оценки возможности пропуска поездов массой 7,1 тыс. т от Междуреченска до Смоляниново. Результаты тягово-энергетических испытаний электровозов 2ЭС5К при вождении поездов этой массы, сформированных из вагонов с нагрузкой 25 тс на ось, показали возможность их сквозного пропуска на всем полигоне. Правда, с учетом устранения инфраструктурных ограничений, главное из которых - недостаточная мощность системы тягового электроснабжения на 17 перегонах Транссиба. Одновременно по результатам испытаний установлено, что в кривых малого радиуса сложного профиля пути показатели воздействия на путь от полувагонов с нагрузкой 25 тс на ось не превышают нормативных значений. Другим, не менее важным результатом является снижение удельного расхода электроэнергии на тягу до 10%.

Кроме того, впервые на сети РЖД начата опытная эксплуатация вагонов с осевыми нагрузками 27 тс для определения их воздействия на путь и искусственные сооружения. Испытания проводятся на участке Ковдор - Мурманск Октябрьской железной дороги. И хотя они завершатся только в августе 2015 года, уже сейчас можно с уверенностью констатировать, что получены очень интересные результаты, крайне важные с точки зрения как текущего содержания пути, так и проектирования вагонов нового поколения.

В экономическом плане переход к вождению поездов массой 7,1 тыс. т позволяет увеличить провозную способность минимум на 10% без существенных инвестиций в реконструкцию инфраструктуры. А на каждые 10 млн т груза, перевезенных поездами массой 9 тыс. т, на направлении их курсирования появляется возможность дополнительного пропуска еще до 2 поездов ежесуточно.

- А как обстоит дело с обновлением локомотивного комплекса ОАО "РЖД"? Насколько активно будет закупаться тяга в ближайшие годы и на какие модели будет делаться ставка?

- За последние 10 лет предприятия локомотивостроения поставили холдингу более 4,3 тыс. локомотивов. Таким образом, ОАО "РЖД" обновило свой парк тяги более чем на 20% и тем самым снизило его износ - по всем локомотивам, за исключением маневровых тепловозов, в среднем на 10-25%.

В частности, в прошлом году приобретено 660 ед. техники на сумму 76,5 млрд руб. Это составило 3,2% от инвентарного парка, что превышает годовые поставки новых локомотивов железных дорог первого класса США (2,8%), Германии (3%) и Франции (2,2%). В 2015 году в инвестиционной программе ОАО "РЖД" на закупку локомотивов запланировано более 60 млрд руб.

Приоритетным направлением в создании новых типов тягового подвижного состава является повышение их эксплуатационной эффективности. Анализируя опыт ведущих иностранных локомотивостроительных компаний, можно отметить, что оно достигается за счет ряда инновационных мер. В первую очередь за счет минимизации затрат электрической энергии на движение как пассажирских, так и грузовых поездов. А также за счет снижения уровня износа бандажей и затрат энергии на собственные нужды, повышения коэффициента полезного действия во всем диапазоне мощности в среднем на 5-10%, применения информационных бортовых систем диагностики для оперативного определения отказов и формирования подсказок локомотивным бригадам. Все это в совокупности дает энергоэффективный и надежный локомотив, а значит, привлекательный с точки зрения приобретения продукт.

- Вы как старший вице-президент и главный инженер ОАО "РЖД" курируете инновационное развитие компании. Насколько, на Ваш взгляд, сегодня она соответствует статусу инновационной? Какие здесь главные достижения и в чем основные пробелы?

- Мы одна из немногих российских компаний, которая по объемам вложений в НИОКР стоит в одном ряду с ведущими мировыми корпорациями в своей отрасли. Только в прошлом году наши затраты на научные исследования и разработки составили более 7 млрд руб. Начиная с 2003 года количество охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности в ОАО "РЖД" выросло более чем в 100 раз, а балансовая стоимость нематериальных активов - более чем в 135 раз. Портфель интеллектуальной собственности холдинга постоянно увеличивается и в настоящее время включает в себя порядка 2,5 тыс. охранных документов, в том числе более тысячи патентов на изобретения и полезные модели. Кроме того, большое внимание уделяется правовой охране разработок ОАО "РЖД" за рубежом, о чем свидетельствует неуклонный рост числа полученных патентов.

В целом результаты реализации Программы инновационного развития ОАО "РЖД" до 2015 года можно признать положительными: значительно сокращено технологическое отставание от мировых отраслевых лидеров, а по отдельным направлениям инновационной деятельности достигнутые результаты превосходят мировой уровень. Фактически заново воссоздана отрасль железнодорожного машиностроения, полностью обновлена нормативная база.

Не стоит забывать, что одна из наиболее значимых составляющих внедрения инноваций - человеческий фактор. На протяжении последних лет в холдинге реализуется ряд программ, направленных на формирование инновационно мыслящих, творческих специалистов, применяющих в своей работе современные технологии. В первую очередь это касается молодежи, занятой в ОАО "РЖД".

Впрочем, хочу подчеркнуть, что инновационное развитие - это непрерывно происходящий процесс. И в этом смысле нам по-прежнему есть к чему стремиться. Принципиальная задача компании сейчас заключается в том, чтобы даже в непростых экономических условиях сохранить набранные темпы инновационного развития.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру22.05.2015