20-02-21 / 2021
Новости отрасли
Вагоны ждут пропуска

Операторы РФ добиваются снятия ограничений на ввоз порожних вагонов в Казахстан

Как стало известно "Гудку", в ОАО "РЖД" подготовили ответ на обращение Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), в котором операторы призывали совместно выступить на площадке Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) за отмену запрета на въезд порожних составов в Казахстан. Движение порожняка по этому направлению ограничено с 15 декабря.

По просьбе "Казахстан темир жолы" (КТЖ) Дирекция Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества на неопределенное время запретила въезд в Казахстан собственных и арендованных порожних крытых вагонов, полувагонов и зерновозов. В КТЖ мотивировали решение скоплением порожняка на территории страны.

В конце января исполнительный директор СОЖТа Алексей Дружинин обратился в ОАО "РЖД" с просьбой совместно выступить за отмену запрета, в том числе на площадке ЕЭК. В письме, адресованном заместителю генерального директора ОАО "РЖД" – начальнику Центра фирменного транспортного обслуживания Алексею Шило, было указано на прямые финансовые потери, которые в этой ситуации возникают у российских операторов. Из-за запрета Казахстана им приходится менять технологию перевозки, перераспределять парк вагонов, направлять их транзитом. "Это увеличивает долю порожних рейсов, приводит к непроизводительному простою подвижного состава и иным негативным экономическим и технологическим последствиям", – уточняется в письме.

Пресс-секретарь ПАО "Первая грузовая компания" Ольга Семенова отметила, что после введения конвенционного запрета ПГК была вынуждена вывести с территории Узбекистана и Туркмении в Россию порядка 200 порожних вагонов, еще 80 вагонов сейчас выгружаются на станциях, их также вернут в Россию. "Помимо этого 70 вагонов ПГК следуют в груженом состоянии на станции выгрузки указанных зарубежных государств. Соответственно, их тоже придется выводить на территорию России", – добавляет она.

Затраты из-за таких действий, по словам Ольги Семеновой, составят свыше 35 млн руб. А если учитывать упущенную выгоду, сумма будет значительно выше: только в январе 2021 года ПГК потеряла 250 вагоноотправок на направлении Казахстан – Средняя Азия, в феврале 2021 года – порядка 200 вагоноотправок, заявляет Ольга Семенова.В целом, по оценкам СОЖТа, только за один месяц действия запрета операторы, состоящие в объединении, потеряли более 108 млн руб. Помимо прямых потерь возникают репутационные риски, связанные с отказом грузоотправителей и грузополучателей от услуг российских операторских компаний, уточняют в СОЖТе.

Запрет Казахстана ударил и по операторам инновационного подвижного состава.

Как рассказал генеральный директор АО "НТК" Денис Илатовский, в их отношении действуют двойные ограничительные меры: к ограничению на въезд порожних полувагонов, введенному 15 декабря, добавился запрет на курсирование инновационных полувагонов (запрет погрузки до полной грузоподъемности). "При действующих ограничениях АО "НК "КТЖ" в 2021 году компания прогнозирует ухудшение ситуации: показатели оборота подвижного состава увеличатся, а эксплуатационные показатели снизятся. В результате ограничения в отгрузке инновационных вагонов при перевозках по территории Казахстана могут негативно сказаться на всех участниках рынка", – считает он. По словам председателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава Андрея Соболева, от решения Казахстана пострадала не только российская сторона, но и грузоотправители из Узбекистана и Таджикистана.

"В Казахстане установлен очень высокий транзитный тариф за порожний пробег, поэтому обычно российские операторы ищут загрузку в Казахстане, чтобы его не оплачивать.

В сложившейся сегодня ситуации это не представляется возможным. Это ущемляет узбекских и таджикских грузоотправителей, поскольку российские операторы туда не едут", – пояснил Андрей Соболев. В СОЖТе обратили внимание, что Казахстан уже не первый раз вводит запрет на въезд порожнего подвижного состава.

В прошлом году такие ограничения вводились дважды: в январе на перевозки всех собственных и арендованных порожних полувагонов, крытых вагонов и платформ, зерновозов, а в июне на перевозку порожних полувагонов. Оба раза запрет вводился бессрочно, но спустя несколько месяцев его отменяли. Алексей Дружинин отмечает, что в этот раз формально запрет распространяется на порожний подвижной состав всех железнодорожных администраций, но местные операторы Казахстана его успешно обходят.

Дело в том, что, оказываясь на территории России, вагоны из Казахстана начинают считаться инвентарными (относящимися к подвижному парку страны), а не собственными (принадлежащими конкретному оператору). Следовательно, возвращаясь обратно, они не подпадают под запрет. "Такие запрещения создают дискриминационные условия в отношении российских компаний при осуществлении перевозок в/из Республики Казахстан, а решения АО "НК "КТЖ" противоречат принципам равного доступа на рынке оказания услуг стран, входящих в Евразийский экономический союз", – считает Алексей Дружинин.

СОЖТ уже обратился в Евразийскую экономическую комиссию по поводу недопустимости действий казахстанской стороны.

Сейчас вопрос находится на рассмотрении. В объединении рассчитывали на поддержку ОАО "РЖД". В феврале 2020 года генеральный директор – председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров уже обращался к председателю правления "Казахстан темир жолы" Сауату Мынбаеву по поводу действовавшего запрета.

Тогда он призвал полностью отменить введенное ограничение на курсирование вагонов. Однако в этот раз в ОАО "РЖД", похоже, не видят нарушений со стороны Казахстана.

В компании, рассмотрев обращение СОЖТа, посчитали, что введение конвенционных запрещений по причинам технического и технологического характера не противоречит документам Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Кроме того, именно Дирекция совета реализует это право и обеспечивает мониторинг функционирования этого механизма. Поэтому в компании считают преждевременным вмешиваться в ситуацию. По мнению операторов, запрет Казахстана будет действовать еще несколько месяцев, что повлечет за собой многомиллионные убытки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152020.02.2021