29-09-16 / 2016
Новости отрасли
Вагоны загоняют в тупик

Грузоперевозчики констатируют дефицит подвижного состава

В Свердловской области участники рынка железнодорожных грузоперевозок фиксируют дефицит подвижного состава в связи с массовой утилизацией старых вагонов при отсутствии планов по масштабному обновлению парка подвижного состава. По прогнозам экспертов, если в текущем году дефицит был заметен во время пикового сезона, то в 2017 году он проявится в течение года. На свердловской железной дороге отрицают наличие проблем, связанных с нехваткой вагонов.

Вчера участники заседания комитета по транспорту и логистике Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) констатировали "существование объективного дефицита" подвижного состава для грузоперевозок. "Если говорить о региональном уровне, мы констатируем, что сегодня есть не искусственный, а объективный дефицит подвижного состава. Транспортные аналитики прогнозируют, что в текущем периоде будет списано 150 тыс. вагонов, а прирост составит всего 28 тыс. вагонов. Это приведет в 2017 году к дефициту на постоянной основе, а не только в пик перевозок (приходится на весну-лето. - "Ъ")", - заявил председатель совета НО "Уральская логистическая ассоциация" Петр Эсаулов. С ним согласился и генеральный директор группы компаний "Транссибурал", и председатель комитета Сергей Мазуркевич. "Факт есть факт: вагоны с истекшим сроком эксплуатации выбывают, а новыми вагонами парк не пополняется в необходимых объемах", - отметил он.

Запрет на продление срока службы грузовых вагонов был введен на федеральном уровне в декабре 2015 года и вступил в силу в январе 2016 года. Согласно техническому регламенту, продление срока службы через ремонт подвижного состава также невозможно. С начала текущего года в Свердловской области было списано более 100 тыс. вагонов. Средний возраст грузового вагона в 2015 году составил 14,5 года.

Участники рынка отмечают, что, несмотря на уменьшение количества подвижного состава, объем грузоперевозок остается по-прежнему высоким. "Между спросом и предложением имеется явный дисбаланс. При снижении количества вагонов грузовая база не снизилась и не смогла перераспределиться", - отметил заместитель начальника Свердловской дирекции управления движением Сергей Галкин.

Кроме того, игроки транспортного рынка отмечают еще один негативный момент, влияющий на ухудшение рынка, - увеличение сроков простоя вагонов на пунктах загрузки и выгрузки. "При установленном нормативе двое суток на погрузку и выгрузку на Свердловской железной дороге погрузка составляет более трех суток, что превышает норматив более чем на 80%. В среднем из-за невыполнения нормативов мы теряем порядка 900 вагонов в сутки", - рассказал и.о. директора Екатеринбургского филиала АО "Федеральная грузовая компания" (ФГК) Владимир Черных.

Между тем сами участники рынка не стремятся решать проблему дефицита пополнением парка. "В прошлом году у нас было ликвидировано 53 тыс. вагонов. В этом - более 40 тыс. вагонов. Чтобы обеспечить наши обязательства, компания активно привлекает в аренду вагоны мелких собственников. Так, в этом году было арендовано порядка 10 тыс. вагонов. Также для решения проблемы можно проводить работу с клиентами, чтобы они осуществляли погрузку и разгрузку быстрее и не воспринимали вагоны как "склады на колесах"", - подытожил коммерческий директор Екатеринбургского филиала АО "Первая грузовая компания" Андрей Гречишников.

В Свердловской железной дороге (СвЖД) в целом подтверждают данные перевозчиков о росте объемов грузовой работы. "Дорога занимает второе место в России с долей в общей погрузке 11,3%. За шесть месяцев 2016 года было погружено 68 млн тонн различных грузов (прирост к аналогичному показателю 2015 года в 1,3%)", - отметили в компании. Несмотря на это, железнодорожники считают, что заявления перевозчиков о дефиците подвижного состава необоснованны. "По нашим данным, на рынке не наблюдается дефицита подвижного состава, работают десятки компаний-операторов, которые с избытком могут удовлетворить спрос грузовладельцев", - добавили в пресс-службе СвЖД.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ29.09.2016