22-05-24 / 2024
Новости отрасли
Вагоны заели сеть

В условиях снижения погрузки и грузооборота на многих востребованных направлениях железных дорог с начала года наблюдалась тяжелая ситуация с продвижением грузопотока. В РЖД вновь заявили об излишнем давлении на инфраструктуру подвижного состава, не задействованного под погрузку, скопление которого парализует работу станций и даже целых направлений. Для оптимизации работы с заадресовкой парка перевозчик планирует расширять действие автоматизированной системы регулирования порожних вагонов.

От замедления к ускорению В январе – апреле железнодорожным транспортом отправлено 397,6 млн т грузов, что на 3,2% меньше, чем за аналогичный период 2023 года.

Негативное влияние на объем погрузки в РЖД связывают с рядом факторов, среди которых внеплановые ремонты на предприятияхгрузоотправителях, введение правительством ограничений на экспорт нефтепродуктов, сохранявшийся в прошлом месяце невысокий спрос на доставку угля через порты Юга. Одновременно более чем на 6% сократился грузооборот, который с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии составил 1041,3 млрд т-км.

На организации перевозок сказывалась непростая поездная обстановка.

Как уже писал "РЖД-Партнер", с начала года из-за перегруженности Восточного полигона возникли серьезные проблемы с завозом на Дальний Восток жизнеобеспечивающих грузов и одновременно с вывозом местной продукции на экспорт. В I квартале отправки в экспортном сообщении через основные пункты пропуска ДФО увеличились к прошло годнему уровню на 16,1%, но грузопоток распределился неравномерно. В частности, морские терминалы и сухопутные погранпереходы Приморья показали рост в 22,4%, а порты Хабаровского края – падение на 17,9%.

В последнем случае сложности с обеспечением экспорта отчасти были вызваны "окнами" при строительстве инфраструктуры в рамках программы модернизации Восточного полигона. Отрицательно на продвижение грузопотока повлияла ситуация с обеспеченностью перевозок тягой по некоторым локомотивным депо, расположенным на БАМе.

Трудности были и на СевероЗападе. Отправки в экспортном сообщении на этом полигоне за январь – март к соответствующему показателю прошлого года снизились на 1,4%. Из основных видов груза в плюсе оказались лишь удобрения. "При этом каменный уголь хотел бы выезжать через северо-западные порты, допустим, Мурманской области, но в силу разных причин сделать это не удалось", – констатирует заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук.

В РЖД признают наличие эксплуатационных проблем. Вместе с тем ключевые качественные показатели перевозочного процесса улучшились, рассказал заместитель гендиректора компании – начальник Центральной дирекции управления движением Михаил Глазков.

По его словам, с января эксплуатационная обстановка была достаточно тяжелой, во многом из-за залповой отгрузки клиентов в декабре. Затем ситуация стала выправляться.

Так, средняя скорость доставки грузов в 2024 году должна быть не ниже 421 км в сутки. В январе из-за сложности с продвижением грузопотока она снизилась до 412 км, в следующих месяцах ее удалось поднять до 447 км. В результате по итогам I квартала этот показатель составил 426 км в сутки.

При этом в апреле скорость выросла еще – до 452 км в сутки.

Второй качественный показатель продвижения вагонопотока – срок доставки грузов, уточнил М. Глазков. По нему целевой параметр составляет, как правило, 7 суток. "Если январь начали на уровне 8 суток (Восток – Запад), то первая половина апреля показала, что данный показатель равняется 6,7 суток", – сообщил начальник Центральной дирекции управления движением.

Порожний ход поставят на счетчик Между тем до нормализации ситуации, как свидетельствуют отзывы грузоотправителей, пока что далеко. К примеру, количество отправляемых со Свердловской магистрали контейнерных поездов сократилось к прошлогоднему уровню на 40-45%, информировал в конце апреля гендиректор ООО "Логопер" Александр Кахидзе.

"Сегодня наблюдается тенденция, когда мы говорим клиентам "стоп": мы не едем и причину объяснить не можем", – сетует директор филиала ООО "ФИТ" в Екатеринбурге Сергей Васильев. На контейнерных площадках, добавил он, происходит накопление грузов. "Понимаем, что большой спрос, что Восточный полигон ограничен перевозками. Но выдержать те темпы, который мы развили в 2023 году, необходимо, потому что, занимаясь контейнеризацией несколько лет, очень много клиентов привлекли на этот [железнодорожный] вид транспорта", – подчеркнул С. Васильев.

В свою очередь, железнодорожники жалуются на большое число не востребованного под перевозку подвижного состава. Проблема с завышенным парком сложилась на той же Свердловской дороге. По словам начальника СвЖД Павла Бурцева, на конец апреля в пределах магистрали насчитывалось примерно 85 тыс. порожних вагонов, общее же число доходило до 122-123 тыс. Дорога с ролью транзитера справлялась, уточнил П. Бурцев, но сложности с обратной заадресовкой порожняка, его скоплением эксплуатационники ощутили в полной мере.

По данным монополии, парк, простаивающий на железных дорогах более 10 суток в ожидании погрузки, размещался на 1,7 тыс. приемоотправочных путей длиной не менее 57 условных вагонов. То есть порядка 30% таких емкостей на сети РЖД занимал порожний подвижной состав, который должен отстаиваться на путях необщего пользования либо на специально отведенных так называемых станциях-парковках, сообщил М. Глазков. В противном случае его скопление парализует работу станций и даже целых направлений.

Перевозчики планируют масштабно перейти на автоматизированную систему расчета порожних вагонов с целью дальнейшей заадресовки. Ее опытная эксплуатация состоялась на Западно-Сибирской и Куйбышевской дорогах. На первой начали регулировать подсыл порожних полувагонов, на второй – цистерн. Опыт, рассказал начальник Центральной дирекции управления движением, показал, что станции погрузки показывают хорошую динамику, причем улучшен показатель оборачиваемости подвижного состава.

"Сегодня нет выборочного подхода, какие вагоны пропускаются, следуют дальше. Сегодня есть расчет, сколько подвижного состава должно находиться на плече для обеспечения плана погрузки, принятого на данный месяц. И вагоны, которые заадресовываются сверх этого плана, конечно же, не принимаются к перевозке, данные вагоны должны следовать на отстой на технические станции с минимальным влиянием на технологию работы", – пояснил М. Глазков.

Автоматизированная система расчета порожнего парка предусматривает полную прозрачность и недискриминационный доступ к ресурсам по обеспечению подвижным составом, заверил он. Сегодня идет доработка алгоритмов работы программы, в том числе с учетом географической специфики перево зок. Так, по просьбе клиентов в сис теме распределения вагонов при их заадресовке на ЗСЖД, главную погрузочную магистраль сети, потоки разделены на западное и восточное направление.

На пути к обоюдной ответственности Ситуацию с простаивающим порожняком в компании традиционно связывают с проблематикой профицита подвижного состава. На начало апреля, по данным РЖД, на инфраструктуре общего пользования насчитывалось 238 тыс. лишних вагонов при общем парке в 1 млн 342 тыс. Эта цифра получена на основании Методических рекомендаций расчета потребного парка грузовых вагонов, подготовленных компанией (в течение этого года данный проект методики должен пройти апробацию). "Данное количество [невостребованных] вагонов не может не отражаться на продвижении грузопотока и обороте вагона. Мы уже давно дискутируем на эту тему: оборот вагона – это качественный показатель для Российских железных дорог или это инструмент для расчета потребного парка вагонов", – говорит М. Глазков.

Коллегу поддерживает заместитель гендиректора ОАО "РЖД" – начальник ЦФТО Алексей Шило. По его мнению, на сегодня раздут пузырь избыточного парка вагонов.

"Шаги с нашей стороны абсолютно очевидны. Это дальнейшая концентрация парка, использование различных электронных площадок с функционалом организации порожнего пробега, возможность эвакуа ции невостребованных вагонов силами перевозчика в том случае, если распоряжаться парком никто не будет, дальнейшее наращивание функционала операторского бизнеса, само понятие "оператор" должно включать не только права, но и кое-какие обязанности; и в конце концов то, о чем мы постоянно говорим, – перемещать порожний вагон, особенно по лимитирующим направлениям, должно быть дорого", – перечислил А. Шило.

Как известно, у бизнес-сообщества возникали вопросы к методике РЖД по определению избыточного числа вагонов. В Союзе операторов железнодорожного транспорта высказывались за необходимость скорректировать Методические рекомендации расчета потребного парка. В операторском сообществе считают, что необходимо адаптировать организацию эксплуатационной работы к новым условиям, в том числе когда грузы стали ехать дальше и дольше.

В I квартале участковая скорость на сети сократилась к прошлогоднему значению на 7%, до 37,1 км/ч, техническая – на 5,4%, до 41,8 км/ч.

Снижение скорости влечет замедление технологии перевозок и, соответственно, влияет на увеличение оборота вагона, из-за чего потребного парка для освоения той же грузовой базы нужно больше, рассуждает В. Савчук.

Так, по данным ИПЕМ, скорость прохождения 1 тыс. км груженого хода на Восточном полигоне по парку полувагонов в I квартале была хуже, чем за аналогичные периоды 2022 и 2023 годов. При этом в марте этот показатель сократился к предыду щему месяцу на 2,7%, до 3,17 суток. Скорость у фитинговых платформ несколько выше – 1,8 суток. Но и здесь динамика в целом отрицательная, хотя в марте превзойден результат соответствующего месяца 2022 года.

Вместе с призывом к смежникам об эффективном использовании инфраструктуры общего пользования РЖД необходимо повышать эксплуатационную дисциплину. В настоящее время на железных дорогах разворачиваются ремонтно-путевые работы. Движение поездов организуется по вариантному графику, однако его параметры не всегда выдерживаются, говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

Помимо сокращения приема/передачи вагонопотока, происходит раз- балансировка потребного парка ло - комотивов, что оборачивается дополнительными простоями сформированных поездов из-за отсутствия тяги.

В I квартале участковая скорость на сети сократилась к прошлогоднему значению на 7%, до 37,1 км/ч, техническая – на 5,4%, до 41,8 км/ч.

Снижение скорости влечет замедление технологии перевозок и, соответственно, влияет на увеличение оборота вагона, из-за чего потребного парка для освоения той же грузовой базы нужно больше Негативное влияние на объем погрузки в РЖД связывают с рядом факторов, среди которых внеплановые ремонты на предприятиях-грузоотправителях, введение правительством ограничений на экспорт нефтепродуктов, сохранявшийся в прошлом месяце невысокий спрос на доставку угля через порты Юга

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер22.05.2024