23-08-21 / 2021
Новости отрасли
Вагоны уйдут с молотка. ФГК продаст весь парк крытых вагонов

Вырученные от продажи средства будут направлены на выкуп вагонов из лизинга и финансирование инвестиционной программы

АО "Федеральная грузовая компания" 20 августа разместила на торговой площадке "Комита" 4986 крытых вагонов. Причиной продажи парка стало снижение доли ФГК в этом сегменте. Вырученные от продажи средства в ФГК планируют направить на выкуп вагонов из лизинга и финансирование инвестиционной программы.

Согласно информации, опубликованной на сайте ОАО "РЖД" в разделе "тендеры", сбор заявок на участие в аукционе на покупку крытых вагоны АО "ФГК" пройдет с 20 августа по 20 сентября 2021 года. Окончательную стоимость сделки и покупателя определят на электронной площадке "Комита" 23 сентября в 13:30 часов по московскому времени. Потенциальным покупателям предлагается приобрести единым лотом парк из 4986 крытых вагонов по стартовой цене в 10,1 млрд руб. (в среднем, 2, 026 млн руб, но нужно учесть, что в лоте представлены вагоны разного срока службы, кубатуры и технических характеристик). Около 96% парка составляют вагоны большого и среднего объема кузова. Аукцион будет проводиться путем подачи предложений с возможностью пересмотра в сторону повышения.

"Средний оставшийся срок службы большей части парка (84%) превышает 23 года, у 11% вагонов средний срок службы – порядка 19 лет", – уточняют в ФГК.

Как рассказала "Гудку" начальник отдела по связям с общественностью АО "ФГК" Ирина Шабанова, продажа крытых вагонов обусловлена тем, что имеющийся у компании парк из-за снижения его объема становится менее эффективным. "Уровень присутствия компании в сегменте стал недостаточным для действующей "сетевой" бизнес-модели АО "ФГК", – пояснят Ирина Шабанова. – Ранее наша компания занимала более 25% в сегменте крытых вагонов, но после списаний и возврата арендованного парка доля компании на рынке составляет 9% (4986 единиц), а "сетевая" модель требует наличия в парке не менее 15 тыс. вагонов".

В ФГК уточняют, что решение о продаже вагонов принимается исходя из стратегии компании. Напомним, что совет директоров ОАО "РЖД" еще в 2016 году определил одним из направлений стратегического развития АО "ФГК" полный выход из сегмента крытых вагонов. В конце 2020 года решение о продаже парка предварительно одобрил совет директоров АО "ФГК".

Вырученные от сделки средства компания направит на выкуп вагонов из лизинга и финансирование текущей инвестиционной программы. По словам Ирины Шабановой, компания сосредоточится на усилении своих позиций в других сегментах рынка. "В ближайшем будущем мы, согласно стратегии компании, планируем сконцентрироваться на оперировании универсальным парком (полувагоны и универсальные платформы), а также развиваться в сегменте скоростных фитинговых платформ, – пояснила она "Гудку". – Сейчас проходят испытания 80-футовых шестиосных вагонов-платформ модели 13-6704 на тележках пассажирского типа сварной конструкции, созданных по заказу АО "ФГК", с эксплуатационной скоростью движения до 140 км/ч. для скоростных контейнерных перевозок".

Потенциально приобретение крытых вагонов может заинтересовать компании, которые перевозят строительные и лесные грузы, бумагу, сахар, химикаты, соду, продукты перемола, цемент, зерно, удобрения.

Сегодня лидером сегмента крытых вагонов является Первая грузовая компания (ПГК). В ПГК "Гудку" отказались предоставить авторизованный комментарий о заинтересованности в приобретении вагонов ФГК. Однако пояснили, что компания потенциально заинтересована во всех сделках на рынке крытых вагонов, так как занимает на нем лидирующие позиции.

По мнению заместителя председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Дениса Семенкина, потребность в крытых вагонах на рынке стабильна. "Данный вид парка постоянно обновляется, растет его грузоподъемность и вместимость. В связи с этим грузоотправителям с устаревшим парком приходится либо сдавать свои позиции на рынке, либо постоянно обновлять парк, – отмечает эксперт. – При этом востребованность парка не растет, потому что конкуренция со стороны автомобильного транспорта и контейнеров высока. Соответственно не растут и ставки. Более того по мере обновления вагонного парка происходит снижение стоимости старых вагонов".

Как отметил заместитель генерального директора АО "ИЭРТ" Алексей Замковой, тренд на развитие контейнеризации и, как следствие этого, изменение технологической, технической и операционной составляющей железнодорожной перевозки (рост маршрутизации, универсализация погрузо-разгрузочных механизмов, увеличение количества контейнерных площадок и т.д.) ведет к необходимости пересмотра операторами подвижного состава своих стратегий. "Косвенно на ситуацию влияют конкуренты. Так, например, по имеющейся информации, ПАО "ТрансКонтейнер" намерено до конца года закупить порядка 10 тыс новых контейнеров. Это значит, что под них потребуются фитинговые платформы. Поэтому представляется, что ФГК этим шагом просто следует тенденциям рынка, меняя структуру парка в соответствии с потребностями рынка и будет, в том числе стараться "застолбить" свое место в активно растущем сегменте контейнерных перевозок", – убежден Алексей Замковой.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок23.08.2021