21-08-24 / 2024
Новости отрасли
Вагоны сменили парк

"Деметра-Холдинг" приобрел компанию "Нефрит" со всеми ее хопперами и полувагонами

В условиях роста цен на новый подвижной состав крупные железнодорожные операторы пополняют парк за счет сделок M&A. Так, "Деметра-Холдинг", объединяющий активы в перевозке зерна, лесных и других грузов, консолидировал компанию "Нефрит" с около 1,8 тыс. инновационных полувагонов и хопперов-цементовозов. С учетом снижения доходности операторов инвестиции в этом бизнесе возможны на длительную перспективу, говорят аналитики.

Входящие в "Деметра-Холдинг" ООО "Грузовая компания" и ООО "Русагротранс" получили по 99% и 1% в вагонной компании ООО "Нефрит". Соответствующие изменения в EГРЮЛ внесены в конце июля. По данным источника "Ъ", в сделку вошло около 1,8 тыс. вагонов. В "Деметра-Холдинге" сообщили "Ъ", что наращивают парк в оперировании группы. "Речь идет об инновационных полувагонах и инновационных хопперах-цементовозах", - уточнил представитель группы.

Как следует из данных в СПАРК, ранее, с марта по июль, владельцем "Нефрита" был ЗПИФ "Цитрин" под управлением УК "Русь Менеджмент". А до того, с июня 2021 года, компания принадлежала Денису Илатовскому. Он был директором по логистике в Объединенной металлургической компании, СУЭК, а также вице-президентом в ГК "Дело", сказано в биографии на сайте "Росконгресса". Денис Илатовский смену учредителей "Нефрита" комментировать не стал.

"Деметра-Холдинг" объединяет активы в области экспортной логистики и торговли зерном. Включает доли в Новороссийском комбинате хлебопродуктов, Объединенной зерновой компании, Новороссийский зерновой терминал, крупнейшего оператора хопперов-зерновозов "Русагротранс", перевозчика лесных грузов "ТрансЛес" и т. д. Ранее 45% в "Деметра-Холдинге" владел ВТБ. Летом 2023 года глава ВТБ Андрей Костин сообщил, что банк вышел из этого бизнеса. Сейчас информация о собственниках "Деметра-Холдинга" в EГРЮЛ скрыта.

По итогам первого квартала 2024 года "Деметра-Холдинг" занимал третье место среди крупнейших в РФ железнодорожных операторов в рейтинге Infoline Rail Russia Top. По количеству вагонов в собственности группа была на втором месте, а по объему парка в управлении - на третьем. Результаты в Infoline объясняли агрессивной инвестиционной политикой компании и высокими финансовыми показателями 2023 года на фоне роста доходности хопперов-зерновозов. В "Деметра-Холдинге" говорили, что за 2023 год увеличили парк с 77,7 тыс. до 86,5 тыс. вагонов за счет покупок подвижного состава у заводов и сделок Mamp;A. В прошлом году крупнейшей сделкой группы стала покупка оператора WTG с парком из более чем 5 тыс. лесовозных платформ, полувагонов, цементовозов и т. д.

Заместитель гендиректора ИПEМ Владимир Савчук отмечает, что "Деметра-Холдинг" - крупнейший в РФ оператор хопперов, но имеет не так много полувагонов и потому заинтересован в расширении парка последних для удовлетворения потребностей клиентов в расчете на долгосрочную перспективу. Как сказано в обосновании рейтинга "Эксперт РА" от 30 июля, "Деметра-Холдинг" обладает достаточным объемом ликвидности для обслуживания долга, реализации капитальных затрат и иных платежей. Кроме того, у группы есть "существенный объем" доступных невыбранных кредитных линий. На конец 2023 года соотношение чистого долга к EBITDA было 3.9х против 5.7х годом ранее за счет существенного укрепления EBITDA, указывают в "Эксперт РА".

Как отмечает господин Савчук, доходность операторов сокращается и условия для выхода из этого бизнеса сегодня уже не такие оптимальные, как были в 2021-2022 годах. По данным ИПEМ, при перевозках экспортного угля инновационным подвижным составом ставка за последние четыре года сократилась более чем на 20%. Предпосылок для улучшения рентабельности в ближайшее время нет, добавляет Владимир Савчук. Покупка новых вагонов, продолжает эксперт, сегодня и вовсе фактически не окупается в том числе из-за высоких цен и условий лизинга. По данным Информационного центра операторов, новые типовые полувагоны за первое полугодие в среднем подорожали на 34% год к году, хопперы-зерновозы - на 27%, инновационные полувагоны - на 44%.

58,1% перевозок пришлось на десять крупнейших железнодорожных операторов в первом квартале 2024 года, по данным Infoline

 

Источник Дата Наименование материала

Коммерсантъ

21.08.2024