28-03-18 / 2018
Новости отрасли
Вагоны РЖД отправят по тарифу

ФАС хочет резко удешевить услуги ФГК

ФАС предлагает снизить на 30–40% цену предоставления вагонов входящей в ОАО РЖД и одной из крупнейших в стране Федеральной грузовой компании - под дешевые грузы на внутреннем рынке. Идея призвана не только увеличить доступность вагонов, но и способствовать завершению приватизации в сегменте оперирования. Действительно ли речь идет о продаже ФГК или в ФАС просто говорят о ее исчезновении с рынка в силу утраты автономии, чиновники не поясняют. Участники рынка и эксперты критикуют предложения ФАС, обвиняя службу в "разваливании конкурентного сегмента рынка".

ФАС хочет уравнять тарифы на перевозки грузов для Федеральной грузовой компании (ФГК) и других операторских дочерних компаний ОАО РЖД с прейскурантом 10–01 - то есть расценками, установленными для инвентарного (собственного) парка ОАО РЖД. Как рассказал "Ъ" источник, знакомый с содержанием предложений ФАС по развитию конкуренции, речь идет о "приведении цен на услуги по предоставлению вагонного парка, принадлежащего группе лиц РЖД (гарантирующего национального перевозчика), в соответствие с экономически и технологически обоснованным уровнем среднесетевого тарифа - уровнем тарифного прейскуранта - в отношении предоставления вагонов на перевозку грузов первого тарифного класса на внутреннем рынке". Это, например, уголь, щебень, руда, цемент, лес, пиломатериалы.

Из-за ажиотажного спроса на полувагоны со стороны угольщиков цены на предоставление парка в последнее время заметно выросли (1,7–1,8 тыс. руб. в сутки, аренда и спот - выше 2 тыс.). Цена прейскуранта (17,5% тарифа на перевозку) при этом составляет всего 1,15 тыс. за вагон в сутки. Ожидаемым результатом, по мнению ФАС, должно стать повышение доступности вагонов на внутреннем рынке и рост экономики - на первом этапе. На втором же этапе результатом этой меры видится "приватизация операторов подвижного состава и завершение структурного разделения организации-владельца инфраструктуры от организаций-операторов подвижного состава".

ФАС давно пытается снизить ставки ФГК, подчеркивая, что ОАО РЖД должно предоставлять свой парк по установленным тарифам. Сейчас вагоны ФГК формально не считаются инвентарным парком монополии и предоставляются по нерегулируемым ценам. Предписания в адрес ОАО РЖД и ФГК от 15 декабря 2017 года требуют от монополии прекратить практику заключения с ФГК договоров, в том числе агентских, которые приводят к экономически необоснованным расходам грузоотправителей сверх прейскуранта 10–01, ФГК оспаривает предписание (см. "Ъ" от 12 марта).

Приватизация ФГК обсуждалась и раньше, но сама ФАС относилась к идее с осторожностью, так как "воздействовать на частную монополию сложнее". Сейчас в службе не поясняют, что имеют в виду под приватизацией - реальную продажу ФГК или же формальную потерю ею автономии при объявлении парка инвентарным. В ОАО РЖД, ФГК и Минтрансе от комментариев отказались. Минтранс в проекте целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок предлагал сохранить за ОАО РЖД присутствие в сегменте оперирования (см. "Ъ" от 28 февраля).

По мнению главы экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, подход ФАС в корне неверен: вагонная составляющая должна считаться только по базовому тарифу, то есть для второго класса. Первый и третий классы зависят от ставок второго, иначе теряется модель построения тарифов. "Если регулятору угодно, то под свою ответственность он этот тариф может и обнулить, но определив источники компенсации выпадающих доходов",- поясняет эксперт. С таким подходом, добавляет господин Иванкин, ФАС умышленно разваливает конкурентный сегмент рынка - одно из немногих достижений реформы железнодорожного транспорта.

С этим согласен участник рынка: "Вместо того чтобы поддерживать рыночное ценообразование, служба пытается ввести точечное регулирование". Значительное снижение цен на вагоны ФГК, которые и без того пользуются повышенным спросом, может обернуться социальной напряженностью, скоплением грузовой базы и срыву сроков доставки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ28.03.2018