16-03-19 / 2019
Новости отрасли
Вагоны прокатят инкогнито

Украинские операторы объединятся для оптимизации грузоперевозок

На Украине внедрен пилотный проект по организации единой схемы управления движением полувагонов разных форм собственности. Данный проект "Укрзализныци" (УЗ) призван предотвратить образование очередей на станциях и улучшить эксплуатационные показатели использования грузового парка.

Украинским владельцам полувагонов предложили осуществлять перемещение их подвижного состава по обезличенному принципу – когда весь вагонный парк распределяется единым перевозчиком по предварительным заявкам.

Как объяснил "Гудку" экс-заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава, на данный момент ситуация с увеличенным грузопотоком на сети УЗ схожа с инициативой ОАО "РЖД", когда после рекомендации отдельных консультантов появилось очень много вагонов на сети и она стала задыхаться по пропускной способности.

На данный момент на сети УЗ накопление вагонов происходит на станции выгрузки или ближайшей сортировочной станции. По словам операционного директора УЗ Вячеслава Еремина, из-за этого потребность в путях увеличивается пропорционально количеству операторов, которые работают на этом направлении.

"После того как вагоны накопились до полного поезда, их отправляют на станцию погрузки, где возникает уже другая проблема, когда два и более поезда из вагонов различных собственников, а также поезда из вагонов УЗ в один день прибывают под погрузку и образуют очередь", – отметил топ-менеджер.

По его мнению, такая система предотвратит образование очередей на сортировочных станциях.

"Накопление полувагонов в маршрут будет происходить из подвижного состава различных собственников. Руководить процессом будет УЗ. После этого вагоны отправятся на станции погрузки. Таким образом, железная дорога сможет использовать инфраструктуру на станциях зарождения пустого грузопотока и предотвратить очереди", – считает Вячеслав Еремин.

Как рассказал Александр Кава, суть создания такой схемы заключается в управлении всего вагонного парка на сети УЗ. "Поскольку управлять разрозненным парком полувагонов с сотнями владельцев очень тяжело, приняли решение по централизации управления этого парка. Это сделано для повышения эффективности их использования", – сказал эксперт.

Данную инициативу поддержали некоторые участники перевозочного процесса. По словам директора департамента перевозок крупнейшего украинского оператора "Лемтранс" Владимира Нежиденко, идею этого проекта разрабатывала УЗ совместно с "Лемтрансом" на протяжении года. "Совместными усилиями мы можем снизить оборот вагона для удовлетворения потребностей основных предприятий металлургического, угольного и энергетического комплексов", – отметил Владимир Нежиденко.

Александр Кава считает, что после введения данного проекта операторы получат возможность увеличить объем груза в своих вагонах и уменьшить порожний пробег. Раньше каждый оператор занимался своим парком и из-за этого увеличивался порожний пробег.

"Дело в том, что клиентская база одного оператора дает возможность загрузить одни направления, а у другого – другие. Поскольку все же полувагоны – самый часто используемый и универсальный вагонный парк, централизация его управления логична", – пояснил транспортный эксперт.

Как сообщил "Гудку" источник на операторском рынке Украины, пожелавший сохранить анонимность, на данный момент все украинские операторы, в частности "Лемтранс", отправляют грузы по определенным маршрутам, а по одиночным направлениям никто не работает.

"Все операторы входят в какую-то промышленную группу и обслуживают исключительно ее потребности. Все работают по своим маршрутам, обслуживая свои предприятия, поэтому чем-то руководить бессмысленно. Ни один украинский оператор не становится на общеукраинские перевозки", – сообщил источник.

Однако, по мнению менеджера департамента по логистике и транспорту ООО "ДТЭК" (Донецкая топливно-энергетическая компания) Андрея Зуйкова, такой эксперимент должен облегчить ситуацию с доставкой грузов в порты и сократить сроки формирования составов грузовых поездов. "Сборные маршруты из вагонов различной собственности – более эффективная логистическая схема, поскольку маршрут идет готовый, его не надо формировать на других станциях", – рассказал менеджер.

На первоначальном этапе данный проект внедрили в двух филиалах УЗ: на Одесской и Приднепровской железных дорогах. Как объяснил Александр Кава, такой выбор связан с тем, что данные дороги являются основными на сети. Например, Приднепровский филиал формирует рудные составы и с продукцией металлургической промышленности, а Одесский специализируется на выгрузке в порты.

В дальнейшем с целью увеличения объемов перевозки зерновых грузов УЗ планирует применить аналогичный подход и к управлению движением зерновозов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152016.03.2019