02-09-22 / 2022
Новости отрасли
Вагоны притормозили спуск

Падение погрузки замедлилось до 5%

Погрузка на сети ОАО РЖД продолжает сокращаться, но темпы падения замедляются третий месяц подряд. В августе отставание от 2021 года составило 5% против 6,5% в июне, а в целом за восемь месяцев - 3,4%. Основное снижение по-прежнему приходится на наиболее массовый груз - уголь, отправки которого сократились в августе на 6,7%, но темпы с июня существенно замедлились. Теме не менее, большая часть перевозок остается в красной зоне и эксперты ускорения ухудшения ситуации к концу года.

Падение погрузки на сети ОАО РЖД продолжает замедляться. В августе монополия перевезла 103,6 млн тонн грузов, что на 5% меньше, чем годом ранее. Суммарно за январь-август было перевезено 820,5 млн тонн грузов - на 3,4% меньше, чем годом ранее. Погрузка росла в январе-феврале, в марте началось ее снижение, которое нарастало до июня, когда оно достигло 6,5%, а потом темпы начали спадать. В июле падение составило 5,5%.

Как и ранее, основное снижение погрузки в массовом выражении приходится на основной груз на сети - уголь, хотя катастрофическое отставание от прошлого года в его погрузке сокращается. В августе оно составило 6,7%, сблизившись с показателями апреля (минус 6,1%), притом что в июне, самом провальном месяце с точки зрения перевозок угля, отставание составляло 11,8%. В августе по углю удалось нагнать показатели 2017 года, хотя о том, чтобы повторить рекорды 2018, 2019 и 2021 годов, речи не идет. Погрузка угля сейчас ниже показателей ковидного 2020 года, хотя до июня их превышала. За восемь месяцев погружено 232,2 млн тонн угля, что на 5,7%, или 13,9 млн тонн, меньше, чем годом ранее.

Погрузка нефти и нефтепродуктов в августе составила 17,7 млн тонн, что на 2,7% меньше, чем годом ранее. При этом за январь-август она показывает даже некоторый прирост к 2021 году (плюс 0,1%) и с апреля находится стабильно выше уровней 2020 года.

Наибольшее долевое снижение в августе показали лесные (на 31,4%), промышленные грузы (на 24,2%) и кокс (на 20%). В красной зоне остаются погрузка удобрений, цемента, руд цветных металлов, химикатов и соды. Погрузка лома и зерна продемонстрировала нулевой прирост в августе, однако показатели за восемь месяцев заметно отстают от 2021 года - на 19,6% и 10,2% соответственно. С начала года усилился рост погрузки черных металлов (на 0,6%) и строительных грузов (на 3,2%) за счет увеличения объема отправок в августе на 2,2% и 6,2% соответственно. Как сообщили в ОАО РЖД, стабильно возрастает погрузка на Восточном полигоне - на Восточно-Сибирской (плюс 1,9% за январь- август), Забайкальской (плюс 3,3%), Дальневосточной железных дорогах (плюс 5,9%).

По мнению главы "Infoline- Аналитики" Михаила Бурмистрова, результаты августа в целом позитивные, ситуация с погрузкой могла быть куда хуже. Ожидаемо, что локомотивом роста стали строительные грузы - сейчас идет много государственных строек, напоминает он, в том числе с учетом выделения дополнительных средств с опережением будет завершено строительство трассы М-12. Улучшилась ситуация с погрузкой угля, отмечает он, что свидетельствует об улучшении работы сети. Наблюдаются замедление снижения погрузки химических и минеральных удобрений, что важно с учетом сложной ситуации в портах Северо-Запада, а также положительная динамика по лому и металлам.

Господин Бурмистров отмечает, что ситуация развивается на фоне серьезного давления на экспортеров из-за крепкого рубля, и этот эффект будет усиливаться. "Максимум устойчивости, которую экономика могла проявить, она уже проявляет",- говорит эксперт, полагая, что ситуация будет ухудшаться. Конъюнктура мировых рынков для угля пока остается благоприятной, отмечает он, однако экспортеры не могут ею в полной мере воспользоваться из-за тяжелой ситуации на Восточном полигоне и на подъездах к терминалу в Тамани. По году, полагает Михаил Бурмистров, снижение погрузки составит 5,3-7%, грузооборота - около 0,5%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ02.09.2022