02-10-15 / 2015
Новости отрасли
Вагоны после ремонта должны проходить тщательный осмотр

Московские вагонники разработали порядок допуска отремонтированного подвижного состава на инфраструктуру ОАО "РЖД" и предлагают внедрить его на всей сети.

Как рассказали в службе вагонного хозяйства Московской дирекции инфраструктуры, сегодня примерно треть всех грузовых вагонов ремонтируется частными компаниями и попадает на пути без участия приемщиков от "РЖД". В отсутствие внешнего аудита частники, борясь за заказы и стремясь предложить оператору более привлекательную цену своих услуг, могут снижать себестоимость ремонта за счет его качества. В результате на сети растет количество отцепок вагонов из-за различных неисправностей и, соответственно, количество задержек поездов в пути следования. Не говоря уже об угрозах безопасности движения.

"Некоторые "умельцы" дошли до того, что изготавливают фальшивые заклепки и приваривают их к кузову, создавая видимость проведенных работ, - рассказал первый заместитель начальника службы вагонного хозяйства Московской дирекции инфраструктуры Александр Гришаков. – Если наши приемщики контролируют качество ремонта в депо компаний ВРК – "дочек" холдинга, то в частных ремонтных депо, как правило, отсутствует независимая приемка вагонов".

По его мнению, положение надо срочно исправлять: любой подвижной состав, попадающий на пути "РЖД" из ремонта, должен предварительно проверяться владельцем инфраструктуры во избежание отцепок в пути и аварийных ситуаций. Для этого на каждом ремонтном предприятии необходимо присутствие представителя "РЖД", который имел бы возможность проверить готовый вагон и дать ему "зеленый свет" либо вернуть на доработку.

В Московской дирекции инфраструктуры подготовили и направили в Центральную дирекцию пакет документов с предложением наделить железнодорожников дополнительными контрольными полномочиями. В первую очередь это регламент допуска подвижного состава на инфраструктуру, который с сентября уже внедряется на Московской магистрали.

На путях станций, к которым примыкают шесть предприятий, выполняющих плановые виды ремонта, организуется визуальный осмотр отремонтированных вагонов на предмет соответствия их технического состояния требованиям нормативных документов, регламентирующих производство капитального, деповского и текущего ремонтов.

Согласно регламенту такой осмотр будут проводить осмотрщики-ремонтники эксплуатационных депо совместно с полномочными представителями вагоноремонтных предприятий по согласованной с ними технологии.

Причем в регламенте особо отмечено, что даже отсутствие представителя не является основанием для того, чтобы не осматривать вагоны перед их выходом на пути общего пользования. И, если вагон отремонтирован с нарушениями, он переводится в категорию неисправных и направляется на повторный ремонт.

Увеличивать штат осмотрщиков для проведения этой работы на МЖД пока не планируется – решено более эффективно использовать имеющиеся людские ресурсы.

В ремонтных депо тоже готовы привлечь к совместным осмотрам своих специалистов. "Наши представители уже начали выезжать на станцию и участвовать в выборочном комиссионном осмотре вагонов вместе с работниками "РЖД", – отметил начальник службы вагонного хозяйства АО "ХК Новотранс" Вячеслав Полунин. – Мы в этом кровно заинтересованы. Так, в четырех из пяти случаев, когда к качеству ремонта были предъявлены претензии, нам удалось в процессе браковки доказать их неправомерность. И только один вагон был отправлен на повторный ремонт".

Вместе с тем Вячеслав Полунин выразил опасения в том, что спрос с частных вагоноремонтных предприятий будет жестче, нежели с Вагоноремонтных компаний (ВРК).

"Мы предлагаем Центральной дирекции инфраструктуры рассмотреть и разработанные нами типовые должностные инструкции приемщиков и инспекторов по приемке вагонов, где четко прописан порядок их действий, расширены полномочия и определена ответственность за допуск вагонов на инфраструктуру, – отметил Александр Гришаков. – Но, чтобы те же приемщики выполняли свои обязанности в полном объеме и смогли реально предотвращать выпуск плохо отремонтированных вагонов в эксплуатацию, необходимо пересмотреть и нормативы их численности на дорогах. Ведь, скажем, при годовом объеме деповского ремонта в 2400 вагонов для качественной проверки всех узлов и деталей требуется пять приемщиков, а не два, которые сегодня осуществляют пооперационный контроль технологии ремонта в депо ВРК".

Тревогу москвичей разделяют вагонники других дирекций – их тоже беспокоит низкое качество ремонта и отсутствие должного контроля. "Наши партнеры из ВРК-2 создали собственную службу технического аудита и отказались от приемки вагонов силами работников дирекции, начав работать по принципу "сами ремонтируем, сами у себя принимаем", – рассказал заместитель начальника вагонного эксплуатационного депо Ярославль-Главный по ремонту Северной дирекции инфраструктуры Максим Самоделов. – Это привело к резкому снижению качества ремонта. Ведь если начальнику ремонтного депо, работающего по такой схеме, захочется выпустить вагон в эксплуатацию, его ничто и никто не остановит. В итоге депо Ярославль оказалось на одном из последних мест среди вагоноремонтных предприятий России по показателю безотказной работы вагона".

Впрочем, сейчас, по его словам, вагоны, отремонтированные АО "ВРК-2", после прохождения внутреннего аудита дополнительно осматриваются приемщиками эксплуатационного депо и отставляются в текущий отцепочный ремонт в случае выявления неисправностей. Но, если ремонтники выставляют готовые вагоны на станцию вечером или ночью, осмотреть их не удается, и при наличии перевозочных документов они уезжают.

А вот, к примеру, на станции Иваново, добавил он, частное ремонтное депо ООО "БалтТрансСервис" работает по старой схеме – с независимым приемщиком от "РЖД", поэтому выпускает качественно отремонтированный подвижной состав и держится в верхних строчках рейтинга.

Ярославские ремонтники признали, что полгода назад ситуация с качеством была действительно сложная, а должного взаимодействия с приемщиками дирекции инфраструктуры не было. Но сейчас количество отцепок заметно снизилось – во многом за счет того, что сотрудничество налажено и получился даже двойной контроль. "Теперь каждый вагон, выходящий из ремонта, осматриваем на выставочном пути совместно с приемщиками дирекции, – пояснил начальник вагонного ремонтного депо Ярославль АО "ВРК-2" Андрей Леус. – И если вагон не принимается, оставляем его на территории депо до устранения замечаний и повторного осмотра. Причем по новой технологии выставленные вагоны стоят в ожидании отправления сутки, то есть времени для контроля достаточно".

"Инициативу коллег с Московской дороги поддерживаю и предлагаю пойти дальше – повсеместно организовать поузловую приемку и контроль за ходом выполнения работ, – резюмировал Максим Самоделов. – Что может увидеть приемщик, когда вагон уже полностью скомплектован? Скрытые дефекты ему не выявить. А если в процессе ремонта контролировать технологию и принимать отдельно автосцепку, тележку и другие узлы – будет результат. Причем ответственность за качество в этом случае ляжет не только на ремонтников, но и на приемщика, в итоге отцепок в пути станет меньше". 

 

 

 

ИсточникДатаНаименование материала
РИА Стандарты и качество02.10.2015