22-12-14 / 2014
Новости отрасли
Вагоны покупаются в основном с помощью лизинга

Дмитрий Зотов, генеральный директор лизинговой компании ПАО «ТрансФин-М»:

– 2015 год будет непростым для рынка лизинга в целом. Ввиду сложившейся ситуации с девальвацией рубля и увеличением ключевой ставки ЦБ стоимость финансовых ресурсов значительно вырастет. Доступность получения, напротив, снизится. Думаю, что первое время, возможно, на протяжении первого квартала будущего года, банки будут придерживать выдачу, поднимать ставки по новым и уже выданным кредитам, увеличивать размер дисконта. Сложности с финансированием, безусловно, негативно скажутся на рынке лизинга грузовых вагонов. Высокую неопределенность создает и заявление металлургов об увеличении стоимости проката на 35%. Повышение стоимости металла увеличит рыночную стоимость уже существующего парка, что, в общем-то, положительно для собственников, но одновременно увеличит и заводскую цену вагона, что может существенно снизить спрос на новую продукцию. Сокращение выпуска новых вагонов уменьшит профицит парка и будет способствовать восстановлению суточных ставок аренды и оперирования. Однако это является негативным фактором для вагоностроителей, поскольку ведет к снижению загрузки производства. Помимо роста отпускных цен это повысит стоимость ремонтов, а, следовательно, также приведет к росту ставок оперирования.

Несмотря на то что мы, например, в 2014 году продолжили реализацию программы по лизингу локомотивов через «ТМХС-Лизинг», наше совместное предприятие с «Трансмашхолдингом», нельзя сказать, что данный сегмент рынка как таковой сформирован. В текущем году много говорилось о возможности привлечения лизинговых компаний и введении программы субсидирования ставки по лизингу локомотивов для последующей передачи ОАО «РЖД». Пока этот вопрос не решен. Развитие данного сегмента рынка будет напрямую зависеть от принятия мер государственной поддержки. С учетом роста стоимости металла данные меры были бы весьма своевременны.

Сегодня вопрос государственной поддержки и субсидирования сегмента актуален как никогда. В ситуации значительного объема старого парка и высокой вероятности его списания в результате действия Технического регламента Таможенного союза стратегической задачей государства является поддержка обновления парка подвижного состава именно вагонами нового поколения. Позитивным является тот факт, что перечень субсидируемых вагонов по сравнению с прошлым постановлением расширен, кроме того, компаниям дана возможность рефинансировать кредиты, уже полученные на приобретение вагонов. Принятая программа субсидирования будет способствовать поддержанию спроса и станет для собственников важным фактором в пользу приобретения инновационного вагона. Однако с учетом последних событий в экономике и значительного роста инфляции издержек, возможно, потребуются дополнительные меры поддержки со стороны государства.

Покупка грузовых вагонов преимущественно осуществляется с помощью лизингового финансирования (более 80%). Поэтому наличие спроса на вагоны фактически означает наличие спроса на услуги лизинговых компаний. В условиях ограниченных финансовых ресурсов ситуация складывается скорее с такой точки зрения, где клиент может получить необходимое лизинговое финансирование по приемлемым условиям, а не как повысить спрос на лизинг.

В плане новых инструментов могу добавить, что с 2014 года «ТрансФин-М» на базе своих совместных предприятий уже предлагает услуги по операционному лизингу (аренде) вагонов, а также оперированию. Это особенно актуально, когда клиент не хочет или не имеет возможности приобрести парк в собственность. Думаю, что это перспективное направление, и, судя по мировому опыту, рано или поздно к этому придут и другие лизинговые компании.

Лейсан Коробейникова, старший аналитик АО «Научно-производственная корпорация «Объединенная вагонная компания»:

– На фоне сложной экономической ситуации по результатам 11 месяцев 2014 года лизинговый парк на сети РЖД вырос на 14% по сравнению с показателями начала года и составил около 405 тыс. вагонов. В будущем году на железнодорожном рынке прогнозируется дальнейшее увеличение сегмента оперативного лизинга грузового подвижного состава.

Из-за ограниченного доступа к зарубежному финансированию для российских компаний долгосрочная аренда подвижного состава становится целесообразнее его приобретения. Таким образом, вместо постановки на баланс непрофильных активов компании смогут сконцентрироваться на основном виде деятельности. Все привлекательнее становится предоставление в лизинг инновационного подвижного состава. Так, с января по ноябрь текущего года его доля в портфелях лизингодателей увеличилась почти в восемь раз. Лизинг инновационных вагонов пользуется популярностью, так как клиенты могут на практике ощутить все преимущества эксплуатации парка нового поколения, при этом риски по ремаркетингу и техническому обслуживанию вагонов новой конструкции остаются на стороне лизингодателей.

Владимир Сосипаторов, управляющий директор ООО «Восток1520»:

– В январе-феврале 2015 года еще будет наблюдаться профицит парка. С конца февраля потребность в вагонах начнет поэтапно увеличиваться на фоне роста экспортно пригодных грузов. Востребованность инновационных вагонов, или вагонов с улучшенными характеристиками, будет расти. Особенно в пиковые периоды отгрузок, когда важно выполнить 100% заявок и сэкономить на разгрузке. Парк с улучшенными характеристиками – это прежде всего вагоны повышенной грузоподъемности. Например, при выгрузке горно-металлургических грузов использование такого парка на 10% увеличивает эффективность портовых мощностей. Существенная экономия достигается грузоотправителем на путях как общего, так и необщего пользования за счет минимального количества отказов вагона.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.12.2014