05-06-15 / 2015
Новости отрасли
Вагоны перегрузили госпомощью

Железнодорожные операторы просят правительство ограничить господдержку для вагоностроителей

Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет 32 компании, всех крупнейших операторов) готовит письмо премьеру Дмитрию Медведеву и вице-премьеру Аркадию Дворковичу, в котором предлагает субсидировать не производителей вагонов, а их покупателей. Это следует из проекта письма партнерства (его копия есть у "Ведомостей"). Такое письмо действительно готовится и это консолидированная позиция участников партнерства, говорят два источника, близкие к разным операторам.

Представитель СОЖТ от комментариев отказался. Когда письмо будет отправлено, непонятно, говорят собеседники.

На сети РЖД слишком много вагонов - это снизило доходность оперирования ими "до минимальных значений", говорится в проекте письма.

Средние ставки на аренду полувагонов сейчас - 350-400 руб. в сутки, цистерн - 550-600 руб. в сутки. Причина в том, что вагонов, не обеспеченных грузовой базой, становится слишком много (особенно полувагонов и цистерн), объясняют операторы. По их мнению, это происходит из-за того, что предприятия формируют искусственный спрос, продавая вагоны собственным лизинговым "дочкам" (так делают входящий в ОВК Тихвинский завод и "Уралвагонзавод". - "Ведомости"). Но в I квартале 2015 г., по данным Минпромторга, производство сократилось почти в 2,5 раза до 6600 шт.

Это, по мнению операторов, стало возможно благодаря господдержке.

Вагоностроители получают финансирование от госбанков, для вагонов с повышенной грузоподъемностью применяется пониженный тариф (такой льготой пользуется продукция Тихвинского завода и "Уралвагонзавода"), покупателям таких вагонов субсидируются ставки лизинга, перечисляет совет операторов.

Но это не решает проблемы отраслей, а усугубляет их, резюмируют операторы.

Они возмущены тем, что правительство через механизм проектного финансирования выделило 3 млрд. руб. на выпуск цистерн на мощностях "Тихвинхиммаша" (входит в ОВК).

"Уралвагонзавод" просит госгарантий на 60 млрд. руб. В среду министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что пока правительство одобрило госгарантии на 20 млрд. руб. (его слова приводит "Интерфакс").

Господдержка вагоностроителей будет эффективна только в том случае, если будет распространяться на продукцию, выпускаемую под твердый контракт, указывают операторы. Они считают, что нужно стимулировать покупателей вагонов лишь в том случае, если они гарантируют, что спишут старый парк (это около четверти всего парка, по данным Минпромторга, см. график).

По данным СОЖТ, в 2015 г. операторы планируют купить только 5400-6000 вагонов. Минпромторг ранее прогнозировал спрос на новые вагоны на уровне 40 000 в год. Гендиректор ФГК Виталий Евдокименко в интервью "Ведомостям" говорил, что окупить новый вагон при существующей доходности операторского бизнеса нельзя.

По мнению гендиректора агентства "Infoline-аналитика" Михаила Бурмистрова, государству нужно стимулировать списание старого парка. Это, по мнению эксперта, единственный способ сбалансировать рынок: поднять доходность операторского бизнеса и увеличить спрос на вагоны. С ним согласен и сотрудник одного из вагоностроительных предприятий. Проблему переизбытка вагонов необходимо решать, соглашается он, но сокращаться должны и парк, и избыточные старые мощности.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости05.06.2015