06-11-19 / 2019
Новости отрасли
Вагоны идут под масло

Рекордный урожай подсолнечника надо вывозить на экспорт В этом году ожидается рекордный урожай подсолнечника, значительная часть которого традиционно отправляется на экспорт. Для вывоза заявленного объема продукции ОАО "РЖД" предлагает использовать универсальный подвижной состав или пользоваться отправками по расписанию. По данным Минсельхоза России, сбор подсолнечника в этом году составит 13,9 млн тонн (12,8 млн тонн в 2018 году).

Российский зерновой союз повысил прогноз производства этой агрокультуры в России.

"Мы ожидаем валовой сбор подсолнечника на уровне 14,5 млн тонн (на 18% выше прошлогоднего. – Ред.)", – заметил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.

Согласно оценке "СовЭкона", экспорт подсолнечника в этом сезоне (он начался в июле) превысит 500 тыс. тонн, что является рекордом с сезона-2000/01, когда было вывезено 700 тыс. тонн. В сезоне- 2018/19 вывезено 450 тыс. тонн. В октябре экспорт маслосемян составил 30 тыс. тонн. Это также стало рекордным уровнем за этот месяц для последних лет. К примеру, в прошлом году за аналогичный период из России вывезено всего 6 тыс. тонн.

По словам исполнительного директора Масложирового союза Михаила Мальцева, если нынешние темпы внешних отгрузок сохранятся, то до конца текущего года вывоз подсолнечника за рубеж может составить до 700 тыс. тонн.

Отметим, что государство предоставляет субсидию на транспортировку агропродукции железнодорожным транспортом, объем которой в 2019 году составил 1,275 млрд руб. Минсельхоз внес предложения об увеличении этой суммы до конца года.

По мнению экспертов, подсолнечник – это такая же зерновая культура, как, например, пшеница, и семена перевозятся в том же виде подвижного состава (зерновозы). Но, несмотря на то что в текущем году будет списано до 5 тыс. зерновозов, а в 2020 году около 6 тыс., дефицита на сети не ожидается.

Как сообщил "Гудку" исполняющий обязанности первого заместителя начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" Андрей Дреничев, производственных мощностей достаточно, чтобы покрыть выбывающий парк.

"В начале августа 2019 года количество специализированных вагонов-зерновозов составило 50,3 тыс. вагонов и с начала текущего года увеличено на 4,1 тыс. единиц. Кроме того, по данным Минпромторга России, в целом на 2019 год законтрактовано производство порядка 8 тыс. новых вагонов-зерновозов, на 2020 год уже обеспечено контрактами производство более 2 тыс. вагонов-зерновозов. Учитывая высокий темп прироста численности парка вагонов-зерновозов, перевозки зерновых грузов в текущем сельскохозяйственном сезоне будут обеспечены подвижным составом в полной мере", – пояснил Андрей Дреничев.

По словам Аркадия Злочевского, количество вагонного парка растет динамично и покрывает выбывшие вагоны.

"Проблема не в количестве, а в том, что мы слишком медленно едем, количество вагонов тут ни при чем. Чтобы улучшить ситуацию, нужно увеличить скорость передвижения любыми способами. Для этого и необходима маршрутизация. Сейчас маршрутом у нас считается по 57 вагонов, но у нас нет ни одного элеватора, в который можно подать под погрузку такое количество. Получается, нет в полном смысле маршрутов, есть только групповые отправки", – сказал он.

По словам Андрея Дреничева, холдинг принимает все возможные меры по вывозу предъявляемой к перевозке аграрной продукции.

"В РЖД реализуется комплекс различных мероприятий, направленных на удовлетворение существующего спроса на перевозки сельскохозяйственной продукции. Так, в настоящее время разрешена перевозка зерновой продукции на особых условиях насыпью в универсальных крупнотоннажных контейнерах с использованием контейнерного вкладыша, в крытых вагонах с использованием вагонного вкладыша и без него, а также в полувагонах с использованием вагонного вкладыша. Помимо этого, ведется активная работа по обеспечению грузоотправителей подвижным составом", – отметил он.

Отметим, что в середине июня 2019 года Минтранс России утвердил перечень грузов, которые могут перевозиться железнодорожным транспортом насыпью и навалом. В список в том числе вошли семена подсолнечника.

По мнению основателя и совладельца железнодорожного холдинга "РТК" (в него входит "Русагротранс") Константина Синцова, если не сократить оборот вагонов, то подвижного состава будет в любом случае не хватать.

"Например, сегодня есть тяготение 1,5–2 млн тонн зерна на Дальний Восток, но инфраструктура не готова. С другой стороны, РЖД активно занимаются расширением инфраструктурных возможностей этого коридора, и когда это произойдет, освободится окно для вывоза зерна. Похожая ситуация с южными направлениями, но, по большому счету, в сегодняшней инфраструктуре мы становимся заложниками иных грузопотоков. Ключевой показатель – оборот вагона, то есть то, с какой скоростью он доедет до порта, разгрузится и вернется. Если оборот вагона 18 дней, то необходимо 30–35 тыс. вагонов, а если вагон будет двигаться 30 дней, не хватит и 50 тыс.", – отметил он.

По словам Андрея Дреничева, РЖД проводят системную работу по повышению скорости доставки зерновых грузов и сокращению сроков оборота вагонов.

"В холдинге разработана и реализуется услуга формирования ускоренного специализированного поезда "Грузовой экспресс". Внедрение данной технологии позволяет обеспечить снижение срока доставки грузов, гарантировать точное время прибытия грузов, оптимизацию расходов при календарной погрузке и возможность выстраивания сквозных логистических процессов при доставке различными видами транспорта", – добавил он.

По данным ОАО "РЖД", на сегодняшний день разработаны расписания на 27 направлениях, в первую очередь с Юго-Восточной, Северо-Кавказской, Западно-Сибирской, Южно-Уральской, Куйбышевской железных дорог назначением на станции Новороссийск и Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги, Лужская Октябрьской железной дороги.

"Кроме того, РЖД прорабатывают вопрос предоставления в аренду инфраструктурных грузовых дворов, в том числе под установку мини-элеваторов, рассматриваются новые варианты схем хранения зерна. Так, на собственных грузовых терминалах компании уже сейчас реализуют проект по хранению зерновых грузов в быстровозводимых складах, на стадии рассмотрения находится проект по размещению на грузовых терминалах специализированных рукавов (коконов), позволяющих значительно увеличить срок хранения зерна. Одновременно ведутся работы по оснащению грузовых терминалов погрузочно-разгрузочной техникой для работы с зерновыми грузами. В настоящий момент переработка зерновых грузов осуществляется на 27 грузовых терминалах, расположенных на 13 полигонах железных дорог. При этом еще 53 грузовых терминала готовы к работе по переработке зерновых грузов", – резюмировал Андрей Дреничев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.11.2019