28-08-19 / 2019
Новости отрасли
Вагоны готовят к профициту

Операторы пережили период высоких ставок

Рынок оперирования железнодорожными вагонами стабилизировался, серьезных внутренних перестановок также не происходит, следует из рейтинга Infoline Rail Russia Top за первое полугодие. В преддверии появления профицита нефтяники стремятся, скорее, продавать кэптивных операторов или оптимизировать число вагонов, а угольщики, напротив, заканчивают формировать собственные парки. Очередной период высоких цен, замечают эксперты, не привел на рынок, в отличие от прошлого пика 2011–2012 годов, множество мелких и нестойких компаний, появились лишь считанные игроки, а банки и лизинговые компании стали осмотрительнее.

Снижение ставок на фоне перехода рынка оперирования к профициту и ухудшения конъюнктуры экспортных грузов пока не сказалось на позициях операторов вагонов, следует из рейтинга Infoline Rail Russia Top за первое полугодие. Состав первой тройки не изменился: Федеральная грузовая компания (ФГК, входит в ОАО РЖД), следом Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина и Globaltrans.

Вместе с тем СУЭК, которая в апреле купила "Нитрохимпром" (см. "Ъ" от 5 апреля), заняла третье место по объему перевозок. "Восток1520", в управлении у которого находился парк "Нитрохимпрома", опустился на 14-е место в рейтинге по парку в управлении. "У нас сегодня около 54 тыс. вагонов под управлением, чего достаточно для перевозки собственных объемов,- рассказывает директор по логистике СУЭК Денис Илатовский.- Кроме того, мы стали активнее работать на рынке предоставления вагонов под перевозку - в частности, на обратных рейсах после выгрузки в портах. Динамика будет зависеть от рыночной ситуации - можем как увеличить, так и снизить объем парка, отказавшись от части аренды".

"Традиционно кэптивные компании наращивают парк в период дефицита, поскольку собственный парк означает снижение рисков и транспортную безопасность,- говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров.- В период профицита компании либо продают транспортные "дочки", как сделали на прошлом пике ММК, Evraz, "Металлоинвест", либо, как сейчас происходит в нефтеналиве, сокращают парк". При этом, отмечает эксперт, у профильных операторов дело обстоит иначе: идет консолидация, в нефтеналиве - усилиями "Нефтетранссервиса", "Трансойла" и RailGo, в сегменте сжиженных углеводородных газов - "СГ-транса" и созданной им совместно с СИБУРом Нефтехимической транспортной компании, в зерне - ГК РТК.

Эксперт добавляет, что в прошлый пик цен 2011–2012 годов лизинговые компании выдали много парка авантюристам. В этот раз они вели себя гораздо более консервативно, а среди появившихся игроков новых лиц почти нет. Так, увеличили парк "Транспортные технологии" Сергея Тертычного, начал сам оперировать "ВМ-Транс", возник "Первый промышленный оператор", перевозящий грузы структур "Базэла" и консолидировавший часть их парка, но высокие ставки не привели на рынок множество мелких игроков, так как требования клиентов к сервису значительно ужесточились.

По мнению Елены Сахновой из "ВТБ Капитала", доля ФГК в перевозках, сократившаяся с массовыми списаниями 2014–2016 годов, будет в ближайшие годы восстанавливаться за счет сокращения доли Globaltrans, которая, будучи ориентирована на выплату дивидендов, предельно сократит капвложения; доля ПГК будет стабильной. Упадет доля кэптивных компаний угольщиков, однако через два года восстановится с расширением БАМа и Транссиба. Что касается нефтеналивного сегмента, то здесь позиции компаний вряд ли изменятся, полагает эксперт, ОАО РЖД невероятными усилиями добилось того, чтобы отток нефти в трубу с железной дороги был не таким сильным, но в будущем повторить это вряд ли удастся. Доля железной дороги в перевозке нефтяных грузов будет сокращаться, полагает Елена Сахнова, но падение это будет для всех компаний примерно одинаковым.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ28.08.2019