04-06-15 / 2015
Новости отрасли
Вагоны ФГК не доехали до РЖД

РЖД тянет с арендой вагонов у материнской ФГК. Выгодные для оператора условия могут обернуться убытками для материнской компании

Передача парка Федеральной грузовой компании (ФГК) в аренду РЖД затягивается. Как стало известно "Ведомостям", президент РЖД Владимир Якунин против основной схемы передачи, рассказали три источника, близких к монополии, и один - к ФГК.

Планировалось, что структура РЖД - Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) арендует полувагоны ФГК и сам заключит соглашения с грузоотправителями. Ставка аренды, по которой ЦФТО должен был платить, - 626 руб. в сутки, что в 1,5 раза выше рынка. При этом нет никаких гарантий, что ЦФТО сумеет сдать вагоны по более высокой ставке, а значит, механизм аренды подвижного состава у ФГК грозит РЖД дополнительными убытками, объясняют недовольство Якунина собеседники "Ведомостей". Сейчас обсуждаются и другие варианты консолидации вагонов ФГК, говорят собеседники "Ведомостей", не раскрывая подробностей. Ранее источники, близкие к монополии, сообщали, что ФГК может передать полувагоны в аренду РЖД в мае.

ЦФТО консультировался с крупнейшими клиентами ФГК: "Мечелом", СУЭК, "Кузбассразрезуглем" (КРУ), рассказывают собеседники. По данным одного из них, грузоотправители тоже выступили против аренды полувагонов по ставке выше 626 руб. в сутки даже несмотря на то, что сотрудничество с РЖД напрямую может ускорить доставку груза. На рынке компании могут арендовать вагоны вдвое дешевле. Представители СУЭК и КРУ на вопросы не ответили.

Представитель "Мечела" от комментариев отказался.

У ФГК 123000 полувагонов (75% от всего парка). Цель консолидации парка ФГК - вывести "дочку" монополии из убытков (финансовые результаты ФГК отражаются на показателях РЖД по МСФО). По итогам 2014 г. ФГК получила убыток в 3,9 млрд. руб. Ставка аренды полувагонов, по которой "дочка" монополии планировала сдавать вагоны РЖД, заложена в финансовый план ФГК на 2015-2017 гг. Благодаря росту ставки (а вместе с ней и доходности перевозок в полувагонах) выручка ФГК в этом году могла бы увеличиться на 2% до 53 млрд. руб., но убыток сохранится на уровне 2 млрд. руб. В плюс ФГК выйдет только в 2016 г.: чистая прибыль прогнозируется на уровне 3,3 млрд. руб., а выручка - на уровне 2015 г. По подсчетам гендиректора агентства "Infoline-аналитика" Михаила Бурмистрова, убыток РЖД от аренды вагонов ФГК по ставке 626 руб. в сутки в этом году мог бы составить 9 млрд. руб. Но потери будут и в том случае, если РЖД будет арендовать вагоны по рынку - за 300-350 руб. в сутки.

Это не первая попытка РЖД взять вагоны "дочки" в управление. В начале прошлого года ФГК и РЖД договорились об управлении порожними рейсами оператора, чтобы сократить число порожних рейсов оператора и затраты на них. Для этого ФГК передала в управление все полувагоны. Условия передачи не раскрывались. Гендиректор ФГК Виталий Евдокименко признавал, что количество порожних рейсов с марта по ноябрь 2014 г. сократилось на 77% до 893 в месяц. Сократился и оборот вагона: на 22% до 15,1 суток. Но расходы на порожние рейсы выросли на 8% до 1,6 млрд. руб., говорится в материалах компании. В итоге РЖД вернула вагоны ФГК с 1 января этого года. Еще раньше, в начале 2012 г., РЖД арендовала вагоны ФГК по ставке 1003 руб. в сутки (оферта была для всех операторов, но вагоны сдала только ФГК). Тогда монополия привлекала парк, чтобы обеспечить вывоз угля из Кузбасса. Вагоны ФГК получила обратно только в 2013 г.

Представитель РЖД от комментариев отказался. Представитель ФГК на вопросы не ответил.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости04.06.2015