14-03-22 / 2022
Новости отрасли
Вагоны есть. Найти непросто

По итогам Индекса качества за IV квартал 2021 года наличие вагонов нужного типа в необходимом количестве было оценено на 53 балла по 100-балльной шкале. По сравнению с предыдущим периодом показатель вырос на 1 пункт. Ситуация с наличием подвижного состава в IV квартале складывалась не совсем однозначной, обусловленной сезонностью в разных сегментах перевозок и активностью в погрузке. Впрочем, кому-то хватало даже полувагонов. "Нам грех жаловаться на наличие парка, нас обеспечивают им лучше, чем многие другие компании. Большая часть – полувагоны ФГК", – отметили на одном добывающем предприятии.

Вагоны на рынке есть, но получить их не всегда бывает просто и дешево. Некоторым грузоотправителям приходится привлекать вагоны по высокой цене, правда, сеть иногда задерживает их в пути. Но задержек стало чуть меньше, говорят респонденты. "Берем вагоны на условиях оператора, поэтому они есть. Ставки стали высокими, но сейчас вроде бы достигнут предельный уровень. Появляются даже предложения чуть сбавить цены", – поделился отправитель.

Однако подавляющее большинство клиентов признали, что в конце года ситуация с универсальными вагонами была крайне затруднительной и практически на всех направлениях они то и дело испытывали сложности. "Второе полугодие мы фактически отработали на 70% из-за отсутствия вагонов. Полувагонов вообще не было. И крытые постоянно недобирали", – сказал представитель горнодобывающего предприятия. "В нашем парке есть и полувагоны, и крытые. Очень сложно было и в сентябре, и в октябре. А под конец года вообще была беда с крытыми вагонами на всех направлениях. С полувагонами мы план в последние 2 месяца выполняем, но с большой натяжкой", – добавил другой респондент.

Причем ситуация по наличию универсального парка в зависимости от региона была неоднородной. Так, если на Южно-Уральской дороге претензий у грузовладельцев не было, то на Свердловской респонденты жалуются на проблемы с крытыми и полувагонами.

Нехватка наблюдалась и по другим видам подвижного состава. Как поделился представитель лесного сектора промышленности, вагонов не было, по сути, ни за какие деньги. "Операторы понимают ситуацию. Всех надежных грузоотправителей они уже давно поставили на фиксированные договоры на максимальный период. Но дело в том, что и эти договоры не выполняются в полном объеме. А на споте вообще ничего было не купить", – рассказал он.

Говоря о нехватке вагонов, стоит упомянуть и о рынке вагоноремонта, а именно – о недостатке ремонтных мощностей, запчастей, постоянном росте цен. Кроме того, если вагон идет в ремонт, то теперь этот процесс затягивается минимум на 1,5-2 месяца. Все те, кто может по приемлемым ценам или еще по каким-либо договоренностям отправить вагоны в отстой, это сейчас и делают, говорят респонденты.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер14.03.2022