29-03-16 / 2016
Новости отрасли
Вагонов хватает всем

Опасения относительно массового дефицита вагонов оказались напрасными.

Но и резкого роста ставок аренды ждать тоже не приходится

 При нынешних ставках аренды полувагонов (около 500 руб. в сутки) и конъюнктуре рынка закупки новых полувагонов в России останутся на низком уровне, говорится в презентации "Сбербанк СIВ" "Транспорт. Тенденции рынка грузовых железнодорожных перевозок" от 17 марта 2016 г. (есть в распоряжении "Ведомостей"). По оценкам банка, в этом году будет закуплено около 20 000 полувагонов, а списано старых - 57 000 (всех типов подвижного состава - 60 000). В июле - августе на пике спроса может возникнуть дефицит примерно в 10 000 полувагонов, но к концу года он сойдет на нет, ожидают эксперты банка. Впрочем, дефицит приведет к росту ставок аренды полувагонов, прогнозируют аналитики. Подорожание активизирует ремонты вагонов из нерабочего парка и закупки новых, прогнозируется в презентации.

    "Мы ожидаем плавного роста ставок на полувагоны в 2016 г. уже с весны, но не исключаем сценария быстрого роста и последующего падения из-за избыточных закупок новых вагонов", - говорится в презентации. Рост ставок сделает покупку новых вагонов экономически окупаемой только в конце 2016 - начале 2017 г.

 Ставки аренды вагонов держатся на рекордно низких уровнях с прошлого года. О том, что реновацию парка может обеспечить ставка около 830 руб. за вагон в сутки, говорилось еще год назад на совещании, которое провел премьер Дмитрий Медведев на Тихвинском вагоностроительном заводе.

Ожидалось, что массовое списание вагонов и последующий дефицит с ростом ставки аренды вызовет решение правительства запретить эксплуатацию вагонов, срок службы которых продлен с 2016 г. "При принятии такого решения начнутся серьезные кризисные явления с дефицитом подвижного состава для перевозок летом или осенью следующего года. Местами это будет напоминать катастрофу", - говорил в 2015 г. в интервью "Интерфаксу" председатель совета директоров Первой грузовой компании Александр Волошин.

 По расчетам "Сбербанк СIВ", в 2015 г. общее количество вагонов на сети РЖД уменьшилось на 84 000 шт. (осталось 1,1 млн. вагонов).

"Infoline-аналитика" прогнозирует, что в этом году будет списано 111 000 вагонов, в 2017 г. - 73 000.

 Но пока участники рынка нехватки вагонов не ждут. Об общесетевом дефиците парка говорить рано, отмечает представитель НП "Совет операторов железнодорожного транспорта". "На отдельных дорогах в пиковые периоды возможны перебои с предоставлением вагонов, но многое будет зависеть от решений РЖД, связанных с расшивкой узких мест инфраструктуры, сокращением количества брошенных поездов, беспрепятственным курсированием порожних вагонов", - объясняет представитель партнерства. Потребность грузоотправителей в парке сейчас полностью удовлетворяется имеющимися на рынке вагонами, даже после списания старого подвижного состава и без учета строительства нового, говорит директор по логистике СУЭК Денис Илатовский.

Он отмечает, что за последние три года скорость оборота вагонов на сети выросла на треть благодаря улучшению технологий РЖД. В частности, внедрена консолидация и обезличивание порожнего парка на припортовых станциях, движение грузовых поездов по расписанию и др. "За последние два месяца ускорение порожних рейсов составило еще около 20%", - отмечает Илатовский.

 Грузооборот на один полувагон за последние три года вырос на 14%, отмечает и гендиректор "Infoline- аналитики" Михаил Бурмистров. Таким образом, потребность в полувагонах за это время сократилась примерно на 4% при росте грузооборота на 10%, указывает он. Поэтому в 2016 г. рынку будет достаточно около 450 000 полувагонов (на конец года на сети было 513 400) благодаря росту эффективности и увеличению доли инновационных вагонов, заключает Бурмистров.

 Эксперты "Сбербанк СIВ" считают, что в этом году будет закуплено около 20 000 вагонов. Оценка Минпромторга - 40 000 вагонов. Приобретение новых вагонов станет для операторов целесообразным, когда это будет эффективнее, чем эксплуатация старых, аренда или приобретение бывших в эксплуатации, подчеркивает представитель "Совета операторов железнодорожного транспорта".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости29.03.2016