14-09-15 / 2015
Новости отрасли
Вагоностроители видят перспективу

Инновационные вагоны пока сложно продавать. Тем не менее российские вагоностроители готовы работать на перспективу. Об этом - наш разговор с исполнительным директором некоммерческого партнерства "Объединение вагоностроителей" Василием Вареновым.

- Василий Андреевич, каковы, на Ваш взгляд, наиболее перспективные виды подвижного состава?

- Проблемы, с которыми сейчас столкнулись российские железнодорожные операторы и производители железнодорожной техники, хорошо известны. Поэтому ожидать именно сейчас, что ряд моделей подвижного состава найдет спрос, сложно.

Тем не менее, когда на смену стагнации придет рост деловой активности, очень хотелось бы не упустить момент, когда появится спрос на качественно новый подвижной состав. Желательно, конечно, чтобы на смену тем старым вагонам, которые сейчас активно начали утилизировать, приходили именно инновационные модели. На мой взгляд, это подвижной состав, способный изменить облик наших железных дорог.

Российским производителям в этом плане есть что предложить. Во-первых, это модели с увеличенной грузоподъемностью и межремонтным пробегом. Например, полувагоны модели 12-196-01 на тележках 18-194-1 с осевой нагрузкой 25 тс. Более 8 тыс. таких вагонов закуплены ведущими операторскими компаниями - АО "Первая грузовая компания", АО "Федеральная грузовая компания", ОАО "СУЭК", ООО "УВЗ-Логистик".

В последние годы модельный ряд вагонов расширился. Разработаны также инновационные хопперы для минеральных удобрений и зерна, цистерны для нефтепродуктов, крытые вагоны, платформы для лесоматериалов. Эти модели отличаются от старых тем, что позволяют грузоотправителям везти груза больше и при этом реже ремонтировать вагоны.

- За счет чего это достигается?

- Российские заводы внедряют новые технологии и используют современные материалы, например композиционные. Их применение позволяет снизить массу тары, повысить грузоподъемность, увеличить срок службы техники. В частности, хоппер модели 19-5167 с кузовом из композитного материала не имеет аналогов в мире. По итогам прошлогодней парижской выставки композиционной индустрии JEC Show он удостоен премии.

Правда, в серийное производство данный хоппер пока не запущен. Конструкторы видят резервы снижения массы тары за счет использования кузова в качестве несущей конструкции. Модифицированный хоппер еще проектируется. Однако на примере представленного в Щербинке прототипа было доказано: применение композиционных материалов в вагоностроении - это не миф, а реальность самых ближайших лет.

Есть и другой вариант: хоппер со съемной крышей из композиционных материалов. Эта модель прошла все испытания, на нее получен сертификат соответствия PC ФЖТ и уже идет подготовка к серийному производству.

Еще одна новинка была представлена на прошлой неделе в Щербинке. Это танк-контейнер с котлом из композиционных материалов для химических продуктов. Как Вы знаете, в России цистерн для нефти избыток, а вот специализированные цистерны - в дефиците. Подобная новинка способна не только заменить железнодорожные цистерны, но и открыть новые логистические возможности перевозок химической продукции благодаря мультимодальности: танк-контейнер легко перегрузить на автомобильный и водный транспорт.

Применение композиционных материалов снижает массу тары и увеличивает грузоподъемность. Кроме того, используемые композиционные материалы невосприимчивы к коррозии, что позволяет увеличить срок службы контейнера и значительно упрощает его обслуживание (вместо пропарки достаточно промыть котел теплой водой).

- Будут ли подобный подвижной состав покупать?

- Сейчас сложно давать прогнозы. Сейчас низкий уровень ставок аренды вагонов и высокая стоимость инвестиций (из-за учетной ставки ЦБ) снижают спрос на инновационные вагоны. Поэтому приобретать то, что соответствует более высоким стандартам качества и экологии, к сожалению, не всегда оказывается выгодным.

- Какой же видится выход из сложившейся ситуации?

- Полагаю, государство должно поддержать вагоностроителей таким образом, чтобы было выгодно приобретать инновационный подвижной состав. Некоторые инструменты для этого уже созданы. Однако их недостаточно, чтобы вагоностроители активизировали свои разработки инновационных вагонов, способных существенно улучшить качество железнодорожных перевозок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру14.09.2015