26-10-17 / 2017
Новости отрасли
Вагонные споры

Перевозки. Четыре вопроса о дефиците на железной дороге

Дефицит вагонов поставил под угрозу целые отрасли в отдельных регионах, а губернатор Петербурга заявил о возможном росте цен на хлеб. РБК разбирался, кто виноват в транспортном коллапсе и как ведомства решают эту проблему.

1. Какие вагоны оказались в дефиците?

Из-за нехватки вагонов этой осенью под ударом оказались целые регионы. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко заявил о дефиците зерна в городе и возможном росте цен на хлеб, глава Карелии Артур Парфенчиков пожаловался, что региональные компании не могут вывезти щебень. О проблемах с нехваткой подвижного состава заявили также производители соли и пищевого сырья.

Наиболее остро ощущается дефицит полувагонов для перевозки навалочных грузов (в том числе угля и щебня), зерновозов, цистерн для химических грузов и энергетических газов, говорит глава отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПEМ) Александр Слободяник.

Некоторые регионы уже обратились за помощью из-за перебоев с доставкой и вывозом грузов. В частности, как писала газета "Коммерсантъ", Полтавченко в обращении к вице-премьеру Аркадию Дворковичу заявил о проблемах с обеспечением города зерном. Из-за этого, по его словам, есть риск остановки производства хлебопекарен.

Производители подсолнечного шрота (побочный продукт производства растительных масел, используется в качестве корма для животных, птиц и рыб, а также в качестве добавки в комбикорме) также столкнулись с трудностями при его поставке в Прибалтику из- за нехватки железнодорожных вагонов, рассказал в среду РБК исполнительный директор Масло-жирового союза России Михаил Мальцев.

Неделей ранее Парфенчиков также обратился к Дворковичу по поводу проблем из-за вывоза щебня из региона, которые также связаны с дефицитом вагонов (копия письма есть в распоряжении РБК). По его словам, дефицит подвижного состава в 2017 году уже привел к остановке восьми предприятий и еще десять находятся под угрозой банкротства. Бюджет республики лишился около 400 млн руб., жаловался глава Карелии.

К Дворковичу также обращались производители технической соли, которая применяется в котельных, коммунальных нуждах и пр.

Получая эти жалобы, Дворкович по всем случаям направлял поручения Минтрансу.

2. Из-за чего возник дефицит?

Дефицит полувагонов, основного вида подвижного состава (по состоянию на август в России было 484 тыс. полувагонов), вызван двумя причинами, говорят эксперты: значительным списанием полувагонов и ростом погрузки на сети РЖД. С 1 января 2016 года в России запрещено продлевать срок службы старых вагонов. Это было сделано, чтобы избавиться от профицита вагонов на сети, который затруднял оборот вагонов и держал тарифы на низком уровне. В итоге, по данным ИПEМа, с начала 2016 года одних только полувагонов было списано 70 тыс. шт.

При этом погрузка в 2017 году на сети РЖД растет. По данным компании, объем перевозки за девять месяцев 2017 года составил 937,3 млн т, что на 2,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основной рост пришелся на погрузку угля - 62,96 млн т (рост на 9,3% к январю-сентябрю 2016 года), который перевозится именно в полувагонах.

По оценке ИПEМа, наиболее значительный дефицит полувагонов (около 17 тыс. единиц) был в сентябре 2017 года. В октябре дефицит полувагонов составит около 16 тыс. единиц, дальше дефицит будет постепенно сокращаться, говорит Слободяник.

По словам гендиректора аналитического центра "Совэкона" Андрея Сизова, дефицит зерновозов в первую очередь связан с рекордным экспортом зерна: в августе было экспортировано 4,8 млн т, в сентябре - 5 млн т. По данным РЖД, погрузка зерна в январе- сентябре 2017 года составила 14,6 млн т (плюс 12,3% к аналогичному периоду прошлого года).

В 2016 году Россия собрала самый большой урожай зерна в своей современной истории - 120 млн т. В этом году, по прогнозу Минсельхоза, ожидается новый рекорд - 130 млн т зерна.

Крупнейшим железнодорожным перевозчиком зерна в России является группа "Русагротранс". По данным компании, в 2016 году у нее было 12,5 тыс. хопперов (вагоны для перевозки сыпучих грузов, в том числе зерна, цемента и химических удобрений), в 2017 году - 14 тыс. таких вагонов. "В целом в России нет недостатка инфраструктуры для перевозки зерна в течение всего года", - сказал РБК менеджер по связям с общественностью "Русагротранса" Александр Чернов. Но в сентябре-ноябре, по его словам, традиционно возникает пик нагрузки на инфраструктуру, связанную с экспортом зерна.

Другой причиной дефицита зерновозов является то, что участники рынка в текущем году подписали хартию, которая запрещает использование серых посредников, говорит источник в одной из транспортных компаний. По его словам, раньше можно было использовать нелегальных перевозчиков и потом предъявлять документы на возврат НДС, а теперь эта схема не работает. Однако Сизов из "Совэкона" отмечает, что это точно не основная причина дефицита вагонов.

Два источника в транспортных компаниях сказали РБК, что "Русагротранс", который в низкий летний сезон переводит часть вагонов под перевозку удобрений, этой осенью не стал переводить их обратно "под зерно". По данным одного из них, в сентябре 2017 года компания перевезла 472 тыс. т удобрений (по сравнению с 304 тыс. т в сентябре 2016 года), а перевозка зерна и продуктов перемола, наоборот, снизилась с 1,056 млн до 787 тыс. т. Гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов говорит, что цены на минеральные удобрения в этом году по сравнению с 2016 годом выросли на 10-15% и перевозка этих грузов стала сопоставима по привлекательности с зерном (раньше зерно было выгоднее возить, чем минудобрения).

Представитель "Русагротранса" опровергает информацию о "захимичивании" зерновозов. По его словам, в сентябре 2017 года компания перевезла 1 млн т зерна (против около 800 тыс. т в сентябре 2016 года). А рост перевозки удобрений связан с закупкой 2,2 тыс. хопперов для этих грузов, добавляет он.

3. Как это повлияет на цены товаров?

И Полтавченко, и Парфенчиков в своих письмах Дворковичу предупредили, что дефицит вагонов приведет к росту цен на товары. Безбородов отмечает, что вырасти цены могут только у щебня, поскольку транспортная составляющая занимает существенную долю в его конечной стоимости. С ним соглашается аналитик "Уралсиба" Денис Ворчик. Однако на стоимости хлеба дефицит зерновозов не скажется, говорит Безбородов: во-первых, можно привезти муку в крытых вагонах или автотранспортом, а во-вторых, в конечной цене хлеба стоимость зерна составляет небольшую долю.

Гендиректор "Совэкона" Андрей Сизов добавляет, что цена на муку сейчас, наоборот, снижается. Минсельхоз также заявил, что дефицита хлеба в Санкт-Петербурге не будет.

В Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК) считают, что информация о нехватке вагонов для перевозки зерна не соответствует действительности и проблема "раздута искусственно". О значительном урожае в этом году известно давно, и Минсельхоз постоянно мониторит рынок перевозки, отмечает аналитик РОСПиК Максим Киселев. По его мнению, никакой проблемы с наличием зерна или муки нет, а поднятая шумиха может быть спровоцирована транспортными компаниями.

4. Как решить проблему?

Как сообщил РБК представитель Минтранса, ведомство готовит ряд мер по недопущению ситуаций с нехваткой подвижного состава для мукомольных предприятий. В частности, Минтранс предлагает продлить рабочую неделю сотрудников Россельхознадзора, ответственных за оформление фито- санитарных документов на железнодорожные перевозки зерна, что позволит выполнять отгрузки и по выходным. "За счет данной меры улучшится оборот вагонов-зерновозов, высвободится около 20% парка", - говорит он. Сейчас, например, в выходные дни октября из-за простоя, связанного с оформлением документов, суточная погрузка зерновых грузов снижается почти на 53% (49 тыс. т) к уровню погрузки в будни, отмечает представитель ведомства.

Кроме того, Минтранс предлагает штрафовать грузоотправителей за простой вагонов. По данным министерства, в адрес петербургских мукомольных предприятий (ЛКХП Кирова, "Продовольственный фонд" и ПМК) за 1-24 октября погружены для отправки 394 вагона, из них 83 вагона простаивают, половина из них, в свою очередь, - более двух суток.

"Все указанные предложения сегодня направлены в правительство", - сказал РБК в среду представитель Минтранса.

Основные отгрузки зерна железнодорожным транспортом приходятся на август-ноябрь, что приводит к локальным дефицитам подвижного состава, сообщил представитель Минсельхоза. Оперативный штаб министерства принимает все необходимые меры по ускорению оборачиваемости вагонов-зерновозов и снижению их простоев, добавил он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК26.10.2017