10-07-13 / 2013
Новости отрасли
Вагонное литьё теперь будут браковать по официально утверждённым критериям

В ОАО «РЖД» подготовлен для обсуждения проект руководящего документа «Критерии браковки литых деталей тележек грузовых вагонов». Главная цель новых правил – устранение вакуума в нормативной базе, регламентирующей определение соответствия этой продукции стандартам и нормам безопасности.

Как пояснили «Гудку» в ОАО «РЖД», документ закрепляет основные понятия, используемые при выявлении дефектов, а также критерии браковки в связи с выявлением различных видов дефектов. Это должно исключить возможность произвольного толкования и последующих конфликтных ситуаций.

В проекте устанавливаются критерии браковки боковых рам и надрессорных балок тележек модели 18-100 и её аналогов при техобслуживании, текущем ремонте, плановых видах ремонта грузовых вагонов, а также при входном контроле литых деталей, поставляемых в качестве запасных частей вагонным эксплуатационным и ремонтным депо. Таким образом, предприятия получат понятный и внутренне непротиворечивый алгоритм действий.

По мнению экспертов, позитивным моментом здесь выступает не только стремление ОАО «РЖД» заполнить правовые лакуны, но и то, что компания пригласила к участию в подготовке документа широкий круг заинтересованных сторон.

«Строго говоря, забраковать можно практически все эксплуатируемые ныне литые детали тележек, поскольку возникновение небольших раковин при их производстве неизбежно, – уверен генеральный директор ООО «Регион Транспорт Групп» Александр Исаев. – Формально некоторые регламентирующие документы при надлежащем их прочтении дают достаточно оснований для этого. Ценность представленного ОАО «РЖД» проекта документа именно в том, что в нём даётся подробный перечень дефектов и их классификация. А также меры, которые необходимо принять в случае выявления тех или иных отклонений от нормы. Кроме того, чётко указаны и те виды дефектов, которые требуют подтверждения с помощью дополнительных исследований».

Проект получил высокую оценку участников рынка. В ЗАО «Евросиб СПб – транспортные системы» отметили, что его положения не вступают в противоречие с уже действующими нормами и введение регламента в нынешнем виде не вызовет негативных последствий для отрасли. Не менее благожелательны на данный момент оценки и других владельцев подвижного состава.

Представители вагоноремонтных и экспертных организаций отмечают, что появление «Критериев» формирует легитимную основу вынесения заключения о годности либо негодности детали для дальнейшей эксплуатации и количество споров относительно обоснованности такого вердикта после принятия документа должно резко сократиться.

Но есть к документу и вопросы. Например, о сфере действия новых правил. В частности, в компании «Брансвик рэйл» отметили необходимость распространения данного регламента на всех участников процесса эксплуатации вагонов. «В настоящей редакции не указаны заводы – производители литья, – сказал он. – При такой формулировке регламента возможна ситуация, когда балка или рама будет забракована в процессе технического обслуживания или ремонта, но по стандартам завода данная деталь не будет признана бракованной. В итоге в проигрыше останется собственник вагона».

Чтобы сделать документ более эффективным инструментом обеспечения безопасности движения, ещё достаточно времени (по неофициальным данным – не менее пяти недель). Как говорят в ОАО «РЖД», там готовы рассмотреть любые рациональные предложения.

«Регламент позволит выработать единые принципы взаимодействия как самих производителей вагонов, так и тех, кто занимается их эксплуатацией и ремонтом. Есть все предпосылки уйти от конфликтов, которые сегодня нередко имеют место. Регламент станет действенным инструментом, способствующим конструктивной работе всех участников рынка», – рассказали в департаменте безопасности движения ОАО «РЖД».

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок10.07.13Стандартом по дефектам