22-04-13 / 2013
Новости отрасли
Вагонмаш готов предложить ряд инновационных проектов

Отечественные предприятия железнодорожного машиностроения сегодня готовы предложить ряд инновационных проектов, среди которых разработки одного из лидеров отрасли - ООО "Вагонмаш".

Перспективный опыт

В Курске 20-21 марта состоялось выездное совещание комитета ОПЖТ по координации производителей грузовых вагонов и их компонентов, посвященное обсуждению ключевых вопросов грузового вагоностроения. В роли организатора мероприятия выступила компания ООО "Вагонмаш".

Необходимость внедрения новых технологических решений сегодня диктует сама практика перевозочного процесса. Как отметили участники состоявшегося выездного совещания, такой важный вопрос, как излом литых деталей тележек грузовых вагонов, в частности боковых рам, к сожалению, по-прежнему не теряет своей актуальности.

Тем более важен положительный опыт организации работы, технологических циклов и инженерных наработок ведущих предприятий отрасли. Как отмечает председатель комитета НП "ОПЖТ" по координации производителей грузовых вагонов и их компонентов, заместитель генерального директора по техническому развитию ОАО "ПГК" Сергей Калетин, такая форма совместной работы, как практика выездных заседаний НП "ОПЖТ", будет продолжена и в дальнейшем. Более того, она будет развиваться, в том числе в новых формах взаимодействия. Так, к следующему заседанию комитета будет проработано предложение о создании в рамках НП "ОПЖТ" новой структуры - комитета по независимому расследованию инцидентов на сети железных дорог.

Тем не менее предприятия, выпускающие технику, отвечающую высоким стандартам качества ОАО "РЖД", в стране есть, в том числе и в самой Курской области. Так, например, одно из головных предприятий ООО "ПО "Вагонмаш", расположенное в Железногорске, реализует сегодня целый ряд инновационных проектов в области железнодорожного машиностроения.

Один из авторитетнейших специалистов отрасли, вице-президент НП "ОПЖТ", кандидат технических наук, трижды лауреат Государственной премии Владимир Матюшин обращает особое внимание на заслуги железногорских вагоностроителей. "Наработанный опыт ООО "Вагонмаш" заслуживает сегодня особого внимания, - рассказывает он. - Поднимая завод буквально с нуля, его руководство не удовлетворилось первыми достигнутыми успехами. Здесь начинали с обычных изделий, совершенствуя в дальнейшем свою продукцию, доводя ее качество до тех параметров, которые в настоящее время нужны нашим железным дорогам. Главное, что здесь с первого дня были нацелены на развитие производства и постоянное повышение качества выпускаемой продукции, что, безо всякого сомнения, заслуживает уважения".

На сегодняшний день ООО "Вагонмаш", действительно, по праву входит в число надежных партнеров ОАО "РЖД". Объем производства компании за 2012 год составил около 4 млрд рублей. И практически вся созданная здесь продукция служит укреплению материальной базы железнодорожного транспорта.

Не останавливаясь на достигнутом

Напомним, что начинали здесь с поточной линии по производству крышек люков. Следующим шагом стал совместный с американской компанией "Майнер" проект создания поглощающих аппаратов РТ-120 класса Т1. С 2005 года они успешно эксплуатируются на железных дорогах стран СНГ и Балтии. За этот период было оборудовано более 200 тыс. вагонов.

В ряду прочих технологических предложений ООО "Вагонмаш", отвечающих всем требованиям сегодняшнего дня, особо стоит отметить такую инновационную продукцию, как пружины, изготовленные с применением технологии объемно-поверхностной закалки, и беззазорный скользун MV-18SB, об опыте использования которых было рассказано на заседании ОПЖТ представителями компании ООО "Вагонмаш".

При производстве беззазорных скользунов компания ООО "Вагонмаш" использует термопластичный эластомер под торговой маркой TecsPak. Основным преимуществом скользуна с упругим элементом TecsPak в сравнении со стальной пружиной является эффективное поглощение вертикальной энергии раскачивания, уменьшение боковой качки кузова вагона и гашение извилистого движения тележки (рыскание).

Сегодня, в полном соответствии со Стратегией инновационного развития ОАО "РЖД" до 2030 года, предусматривающей дальнейшее увеличение грузоподъемности подвижного состава и его скоростных характеристик, беззазорные скользуны MV-18SB активно внедряются на территории нашей страны. Начиная с 2007 года беззазорными скользунами компании ООО "Вагонмаш" было оборудовано более 70 тыс. вагонов.

Помимо производства беззазорных скользунов, в 2009 году компания ООО "Вагонмаш" реализовала проект по изготовлению цилиндрических винтовых пружин для тележек грузовых вагонов всех модификаций.

Основным же отличием пружин, выпускаемых компанией ООО "Вагонмаш", является применение в их конструкции сталей пониженной и регламентированной прокаливаемости. Эти стали упрочнены методом объемно-поверхностной закалки (ОПЗ), в то время как большинство пружин изготавливаются из рессорно-пружинных сталей (марки 55С2, 60С2ХФА и др.) и подвергаются упрочнению закалкой в масле с последующим дробенаклепом.

Упрочнение методом ОПЗ позволяет значительно улучшить прочностные характеристики пружины. Например, такой немаловажный показатель, как циклическая долговечность, характеризующий количество циклов, выдерживаемых пружиной до усталостного разрушения, увеличен в полтора-два раза и превышает 10 млн циклов, чего не может добиться ни один российский производитель аналогичной продукции.

Кроме циклической долговечности, у пружин компании ООО "Вагонмаш" улучшены показатели релаксационной стойкости (способность пружины сохранять свои рабочие характеристики на протяжении всего срок службы) и на 30% вырос предел выносливости. Напомним, что предел выносливости - это максимально воздействующее на пружину напряжение, при котором не происходит разрушения. Эти показатели имеют непосредственное влияние на эксплуатационные качества пружин, такие как надежность и срок службы.

Помимо прочностных характеристик, пружины, выпускаемые на предприятии, отличаются повышенной точностью геометрических размеров, что позволяет получать на выходе одну типоразмерную группу пружин по высоте, тем самым исключив подбор рессорного комплекта.

Прошедший период и опыт эксплуатации доказал эффективность установки выпускаемых заводом пружин и скользунов, которые не только дают хорошие результаты, но и позволяют заметно снизить изломы литья и сократить расходы по содержанию грузового подвижного состава.

Весь процесс проходит в строго контролируемом автоматическом режиме, обеспечивающем стабильно точные параметры. Отличительной особенностью оборудования автоматизированных линий является возможность их быстрой перенастройки на производство пружин широкой номенклатуры.

Следуя своему принципу не останавливаться на достигнутом, компания ООО "Вагонмаш" стремится постоянно совершенствовать технологические процессы производства. Так, за последние годы введен в строй термический цех, оснащенный современным оборудованием для термообработки ответственных деталей. Новое оборудование обеспечивает быстрый переход и смену режимов термообработки.

Помимо совершенствования производственных процессов, деятельность компании ООО "Вагонмаш" нацелена на развитие сервисного обслуживания своей продукции. Компания имеет сервисные центры по обслуживанию аппаратов РТ-120 класса Т1 в г. Павлодаре (Казахстан) и в г. Железногорске (Курская область).

В 2013 году достигнуто соглашение с ОАО "ВРК-1" и ОАО "ВРК-2" о создании на базе вагоноремонтных компаний сервисной сети по гарантийному и послегарантийному ремонту поглощающих аппаратов не только производства ООО "Вагонмаш", но и других производителей, что и было представлено компанией ООО "Вагонмаш" на состоявшемся заседании ОПЖТ в Курске.

Но решением лишь своих производственных задач ситуацию в отрасли не улучшить. И это понимают практически все. Именно поэтому представители ООО "Вагонмаш" выступают в качестве одного из партнеров в консолидации отрасли, принимая самое непосредственное участие в работе профессиональных объединений.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер19.04.13Надежный партнер