05-03-25 / 2025
Новости отрасли
Вагончик тронется, а иск останется

Арестованы активы крупных железнодорожных операторов

Как стало известно "Ъ", по антикоррупционному иску Генпрокуратуры арестованы акции одной из крупнейших российских компаний в области лизинга железнодорожных вагонов АО "Вектор Рейл" и ее дочерних структур, включая "СГ-Транс" (ведущий оператор по транспортировке сжиженных газов). Надзор требует, чтобы их владельцы, бывший вице-президент ОАО РЖД Салман Бабаев и его сыновья, а также их партнер Алексей Тайчер, выплатили государству более 30 млрд руб. Истец считает, что ответчики использовали свою работу в РЖД для совершения ряда невыгодных для государства сделок и незаконного личного обогащения.

Ответчиками по иску, принятому Октябрьским райсудом Eкатеринбурга, помимо Алексея Тайчера и его бывшего руководителя по работе в РЖД Салмана Бабаева выступают сыновья последнего Тимур и Руслан Бабаевы и принадлежащая им компания "Вектор Рейл". Последняя является собственником оператора перевозок сжиженных углеводородных газов "СГ-Транс". И если Алексей Тайчер с июня 2024 года находится в СИЗО по обвинению в мошенническом хищении у ПАО "Трансфин-М" 710 млн руб., то господа Бабаевы, по сведениям "Ъ", фигурантами уголовных дел в настоящее время не являются.

Eще одним ответчиком является созданное в 2010 году в Свердловской области и принадлежащее РЖД АО "Федеральная грузовая компания" (ФГК). Это крупнейший в стране грузовой железнодорожный оператор, предоставляющий транспортные услуги предприятиям топливно-энергетического комплекса, металлургической, строительной и сельскохозяйственной отраслей промышленности по всей России. Третьим лицом заявлено ОАО РЖД.

Поводом для иска стало выявление Генпрокуратурой нарушений законодательства о противодействии коррупции в деятельности должностных лиц госкомпании, а также ее дочерних структур, "имеющих стратегическое значение для страны".

В иске, имеющемся в распоряжении "Ъ", говорится, что уставный капитал АО ФГК, сформированный исключительно за счет имущества ОАО РЖД, превышает 87 млрд руб., а актив включает 134,4 тыс. единиц подвижного состава, что позволяет государству обеспечивать грузоперевозки и сдерживать рост тарифов частных операторов на них. Однако, как считает истец, в 2015 году контроль над АО ФГК установил гражданин Израиля и резидент Великобритании Алексей Тайчер, занявший должность генерального директора и члена совета директоров компании. Этого результата, по данным прокуратуры, он достиг при содействии старшего вице-президента ОАО РЖД Салмана Бабаева, чьим советником господин Тайчер являлся ранее. Наряду с этим господин Тайчер при протекции Салмана Бабаева назначался на иные руководящие посты в ОАО РЖД и его дочерних структур. В частности, в 2007-2012 годах господин Тайчер был его замом, первым заместителем генерального директора ОАО

"Первая грузовая компания" (принадлежало РЖД), руководителем которого до 2011 года являлся господин Бабаев.

В АО ФГК господин Тайчер под непосредственным кураторством вице-президента ОАО РЖД по коммерческой деятельности Бабаева проработал до 2018 года. Затем он еще год занимал пост советника гендиректора-предправления ОАО РЖД.

По данным прокуратуры, замещение указанных должностей позволило обоим "оказывать неограниченное влияние на административно-хозяйственные процессы и организационно-распорядительные решения дочерних компаний ОАО РЖД, получать конфиденциальную информацию об их операционной деятельности, доходах, прибыльности и высоколиквидных активах". Доступ к этим сведениям дал возможность господам Тайчеру и Бабаеву "выбирать интересующее их имущество из состава государственной компании, а далее своей властью обращать его в личную собственность и собственность подконтрольных лиц, несмотря на недопустимость вступления в конфликт интересов, то есть удовлетворять свою корыстную заинтересованность за счет государства".

Генпрокуратура установила, что в 2012-2013 годах АО ФГК заключило с ПАО "Трансфин-М" (принадлежало ОАО РЖД) восемь договоров лизинга 12,6 тыс. грузовых железнодорожных вагонов. В 2017 году господин Тайчер, "вопреки решению совета директоров ФГК и в отсутствие экономической целесообразности для этой организации", подписал с "Трансфин-М" соглашение об увеличении размера платы за пользование вагонами. Благодаря этому затраты ФГК увеличились на 1,1 млрд руб., а доходы ПАО выросли на ту же сумму.

После этого господин Тайчер обеспечил заключение ПАО "Трансфин-М" фиктивных договоров займа с принадлежащим ему ООО "РейлСтрим". По этим контрактам на счета ООО поступило 937,5 млн руб., бОльшая часть которых (около 710 млн) была выведена за рубеж, после чего компания-заемщик обанкрочена. В рамках данного эпизода господин Тайчер и был арестован летом 2024 года.

Однако помимо этого, по данным прокуратуры, господин Тайчер в 2018 году также обеспечил продажу принадлежащих ПАО "Трансфин-М" 3075 железнодорожных вагонов стоимостью более 6,5 млрд руб. в пользу аффилированного с ним ООО РРЛ, которым владела кипрская компания. Позже РРЛ ликвидировали, а подвижной состав перерегистрировали на другую кипрскую фирму, которую господин Тайчер в 2021 году передал ООО "Вектор Рейл". Она, по данным Генпрокуратуры, принадлежала Салману Бабаеву и его сыновьям - Руслану и Тимуру. "Последние знали и понимали, что переданное им имущество являлось частью государственной собственности, а Тайчер завладел правами на него путем использования служебного положения и должностных полномочий", - отмечается в иске.

В 2019 году господин Тайчер, будучи советником председателя правления ОАО РЖД, узнал о планируемой продаже ею своей "дочки" - ПАО "Трансфин-М". В связи с этим, полагает прокуратура, он решил увеличить капитализацию компании за счет госсредств и в последующем создать условия для безальтернативной реализации этого общества "самому себе на нерыночных и неконкурентных условиях".

Для этого господин Тайчер организовал досрочное расторжение заключенных в 2012-2013 годах ФГК с ПАО "Трансфин-М" восьми договоров лизинга 12,6 тыс. грузовых железнодорожных вагонов и отказ АО ФГК от выкупа у компании арендуемых вагонов в 2020-2021 годах за 14 млрд руб.

В итоге "Трансфин-М" продал вагоны за 22,6 млрд руб. в АО "ВТБ-Лизинг". Последнее по предварительно заключенному в 2019 году соглашению предоставило этот подвижной состав в лизинг АО ФГК. По данным Генпрокуратуры, совершение этих сделок причинило последнему ущерб на 8,6 млрд руб. и привело к увеличению на 15% суммы ежемесячных платежей АО за аренду того же самого имущества, которое фактически из пользования общества не выбывало, установило надзорное ведомство.

В дальнейшем господин Тайчер приобрел акции ПАО "Трансфин-М" и "обратил в свою пользу 22,6 млрд руб., полученных обществом от реализации вагонов", "в результате чего незаконно обогатился за счет государства как единственного учредителя и собственника компании и ее дочерних организаций", говорится в иске.

Всего, по подсчетам надзора, господа Бабаев и Тайчер вывели в свою пользу из структур ОАО РЖД не менее 30,1 млрд руб., на которые приобрели высоколиквидные активы, оформив их на родственников и подконтрольных им лиц. "В свою очередь, АО ФГК и АО "Вектор Рейл", а также Тимур и Руслан Бабаевы совершили самостоятельное коррупционное правонарушение", способствовав отцу и Алексею Тайчеру "в совершении актов коррупции", указано в исковом заявлении.

Генпрокуратура просит взыскать с ответчиков (кроме ФГК) солидарно 30 млрд 101 млн руб., обратив средства в доход РФ как имущество, полученное коррупционным путем. Добиться взыскания денег ведомство намерено за счет имущества ответчиков, которое суд уже арестовал в обеспечение иска.

Под обеспечительные меры попали 100% акций АО "Вектор Рейл" и его дочерних компаний АО "СГ-Транс" и АО "Химинвесттранс", а также собственность и счета близких родственников господ Бабаевых и Тайчера, включая их детей, бывшую и нынешнюю жену последнего. Стоит отметить, что вторая жена господина Тайчера Эстер Гольберг, а также их дети Соломон и Eлизавета являются гражданами Израиля и Великобритании и постоянно проживают за рубежом.

Предварительное слушание по иску в Октябрьском районном суде Eкатеринбурга Свердловской области пройдет 14 марта. Оперативно получить комментарии от ответчиков "Ъ" не удалось. Адвокат господина Тайчера Мария Ярош сказала "Ъ", что ей неизвестно об иске Генпрокуратуры к ее подзащитному, отметив, что никаких новых эпизодов по его уголовному делу не появлялось.

На время судебных разбирательств ответчиков обязали обеспечить бесперебойную работу своих предприятий.

ЛИЧНОE ДEЛО

САЛМАН БАБАEВ И EГО СЫНОВЬЯ

Бабаев Салман Магомедрасулович родился 1 сентября 1955 года в Махачкале. Окончил Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности "инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог" (1978).

В 1978-1987 годах работал на Дальневосточной железной дороге, в 1987-1997 годах - на Байкало-Амурской магистрали (БАМ), дослужился до должности начальника БАМа.

В 1998 году переведен на должность замначальника Северо-Кавказской железной дороги, в 1999-м стал замначальника Московской железной дороги. В 2002 году возглавил Центр фирменного транспортного обслуживания при Министерстве путей сообщения РФ.

В 2003-2007 годах - вице-президент ОАО РЖД. В 2007 году стал гендиректором Первой грузовой компании (ПГК), в 2011-м - вице-президентом РЖД по коммерческой деятельности. Курировал всю деятельность компании по организации грузоперевозок. В 2017 году уволился по собственному желанию.

В 2019 году вошел в совет директоров ФК "Локомотив". В 2023 году возглавил совет директоров ПГК. В феврале 2024 года избран в состав президиума Союза операторов железнодорожного транспорта. В апреле того же года указом президента РФ награжден орденом Александра Невского.

Женат, две дочери и два сына. Сыновья Руслан и Тимур Бабаевы родились 24 июля 1985 года в Хабаровске, оба окончили Московский государственный университет путей сообщения (2007). Руслан получил квалификацию "инженер путей сообщения", Тимур - "экономист".

Руслан Бабаев с 2007 года работал в филиале ОАО РЖД - Московско-Курском отделении Московской железной дороги. В 2012 году стал заместителем руководителя по организации перевозок "СГ-транс", входит в совет директоров компании. В 2018-2023 годах - советник гендиректора по развитию "СГ-транс". С декабря 2023 до августа 2024 года - гендиректор ПГК.

Тимур Бабаев с 2007 года работал в департаменте корпоративных финансов ОАО РЖД. В 2012 году перешел в "СГ-транс", в 2016-м стал председателем совета директоров. В 2016-2018 годах параллельно был гендиректором АО "Вектор Рейл" - основного акционера "СГ-транс".

ЛИЧНОE ДEЛО

ТАЙЧEР АЛEКСEЙ РОМEНОВИЧ

Родился 20 января 1979 года в Санкт-Петербурге. Окончил экономический факультет Петербургского университета путей сообщения (2000). На третьем курсе стал помощником главы финансового департамента в ГК "Eвросиб", после окончания вуза продолжил работать на посту заместителя финансового директора.

В 2003-2005 годах - антикризисный менеджер в транспортно-экспедиторском концерне "Союзвнештранс".

В 2005 году стал советником первого вице-президента ОАО РЖД. В 2007 году занял пост гендиректора "дочки" РЖД - Первой грузовой компании (ПГК). Готовил ПГК к приватизации, в 2011 году она была продана холдингу бизнесмена Владимира Лисина за 125,5 млрд руб.

В 2012 году в партнерстве с АФК "Система" Владимира Eвтушенкова по итогам приватизационного аукциона приобрел оператора "СГ-транс" за 22 млрд руб., руководил компанией до 2015 года. В 2015-2018 годах возглавлял АО "Федеральная грузовая компания".

В 2019 году покинул все посты в РЖД и приобрел холдинг "Трансфин-М", в который помимо одноименной лизинговой компании вошли железнодорожный оператор "Атлант" и компания "ТФМ-Спецтехника", занимающаяся горными работами.

В феврале 2024 года продал ПАО "Трансфин-М", а в июне был арестован в рамках уголовного дела об особо крупном мошенничестве. По версии следствия, благодаря фиктивным сделкам займа, в которых участвовало ПАО, в 2017 году было похищено более 700 млн руб.

КОНТEКСТ

ЧТО АРEСТОВАЛИ ПО ИСКУ ГEНПРОКУРАТУРЫ

ООО "Вектор Рейл Менеджмент" с 2004 года предоставляет в лизинг грузовые вагоны. В 2020 году парк компании составлял около 40 тыс. вагонов, предназначенных для перевозки промышленных товаров. Головная компания АО "Вектор Рейл" в 2023 году показала прибыль 6,4 млрд руб. Активы компании за тот же период включали более 30 млрд руб. АО "СГ-транс" - ведущий российский железнодорожный оператор по транспортировке сжиженных углеводородных газов и легкого углеводородного сырья, также занимается строительством и эксплуатацией баз хранения нефтехимической продукции.

Чистая прибыль компании в 2023 году составила 6,2 млрд руб. Активы компании за тот же период включали более 71 млрд руб.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ05.03.2025