20-02-21 / 2021
Новости отрасли
Вагонам закрыли переход

Грузовладельцы и операторы Казахстана несут убытки из-за пробок на границе с Китаем

Зерновой союз Казахстана обратился в администрацию президента страны с просьбой принять меры для решения проблемы скопления поездов на пограничных станциях с Китаем Достык и Алтынколь. Согласно письму, АО "Казахстан темир жолы" (КТЖ) не предоставляет информацию о количестве простаивающих, вновь прибывших, доставленных и переданных вагонов китайской стороне. Союз оценивает в $16,5 млн стоимость груза, застрявшего на границе с Китаем.

"Все ожидают, что принятые ранее к перевозке грузы должны доставляться КТЖ приоритетно в отношении более поздних заявок. Но сложившаяся практика показывает обратное. Когда КТЖ ежедневно информируют о переходе поездов через границу с Китаем, возникает вопрос – чьи груженые вагоны ежедневно доставляются и передаются китайской стороне, если 849 вагонов – участников Зернового союза Казахстана простаивают с 30 сентября 2020 года? Поэтому непрозрачная работа КТЖ создает нездоровую атмосферу и основания полагать о их предвзятости и предоставлении необоснованного приоритета отдельным грузоотправителям", – говорится в обращении Зернового союза Казахстана.

Согласно письму, вагоны грузоотправителей простаивают не только на станциях возле границы, но и на разъездах и станциях на пути следования к ним. Грузоотправители опасаются за сохранность своего груза.

Как рассказала "Гудку" начальник службы корпоративных коммуникаций ТОО "ТрансКом" Юлия Ледак, компания несет потери погрузочного ресурса собственного вагонного парка, связанные с увеличением срока оборота вагонов. Сейчас у "ТрансКом" на станциях Достык и Алтынколь простаивают полувагоны, контейнеры на платформах и биг-бэги.

"На пограничных переходах есть затор, о количестве брошенных вагонов сказать сложно, поскольку ситуация постоянно меняется. Одной из мер решения этой проблемы стало предоставление взаимодействия грузоотправителей из Казахстана с грузополучателями из Китая и с администрацией Синьцзян-Уйгурского автономного района. Стороны обмениваются информацией по приему количества поездов, согласованному между КТЖ и "Китайскими железными дорогами", – сообщила Юлия Ледак.

По подсчетам Казахстанской ассоциации перевозчиков и операторов вагонов (КазАПО), компании несут финансовые потери и убытки из-за простоя арендованных вагонов. Согласно минимальным подсчетам, ежедневно только собственники вагонов КазАПО теряют в сутки более 19 млн тенге (около $46 тыс.) из расчета минимальной ставки 8 тыс. тенге за вагон в сутки.

Экспортеры не могут использовать и автотранспорт. Из-за проверок товара на наличие инфекции COVID-19 и длительных санитарных обработок на пункте пропуска на границе с Китаем Нур Жолы в очереди стоит более 8 тыс. грузовых автомобилей.

"Дезинфекция и термическая обработка одного грузовика длятся до 1,5 часов, вагона или контейнера – от 2 до 6 часов. Мы предложили проводить обработку на казахстанской стороне, чтобы попытаться ускорить процесс пропуска вагонов. Соответствующее предложение было направлено в государственные органы. Более того, наши предприниматели еще осенью начали бить тревогу, так как из-за простоев ожидались срывы договорных обязательств перед партнерами", – пояснил заместитель председателя правления национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Талгат Темирханов.

В начале февраля КТЖ провели заседание с представителями "Китайских железных дорог", по итогам которого Китай обещал увеличить прием грузовых поездов из Казахстана с 1 марта: на станции Достык – Алашанькоу до 20 поездов в сутки, а на Алтынколь – Хоргос – до 10 поездов в сутки.

На вопросы "Гудка" о дополнительных мерах по решению ситуации с заторами на пограничных станциях с Китаем в пресс-службе КТЖ не ответили.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152020.02.2021