26-10-20 / 2020
Новости отрасли
Вагонам стало не прикольно

Операторы обсуждают с ОАО РЖД долгосрочный отстой

Ожидая долгосрочного профицита грузовых вагонов в России, операторы предлагают ОАО РЖД изменить правила их "парковки" на длительный срок. По их мнению, следует дифференцировать плату за отстой вагонов в зависимости от того, насколько близко они расположены к регионам погрузки. За гарантированный отстой операторы просят скидку. В ОАО РЖД, резко возражавшем против обнуления платы за отстой, к компромиссу относятся положительно, хотя и предпочли бы сосредоточить простаивающие вагоны не на общих путях, а на подъездных к предприятиям.

Операторы ищут способы поставить большой массив лишних вагонов "на прикол" на приемлемых условиях и надолго. "Одна из идей, которые мы будем более подробно обсуждать с коллегами из ОАО РЖД,- введение дифференцированной платы за отстой на путях общего пользования по принципу, схожему с принципами "Московского паркинга",- рассказал на конференции "PRO// Движение.1520" исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексей Дружинин.- Eсли вы хотите стоять где-то неподалеку от основных регионов погрузки, стоимость должна быть выше, а если есть возможность уехать на более дальнее расстояние - ниже". Вопрос, уточнил он, требует проработки, потому что снижение доходов ОАО РЖД и увеличение их у операторов должны быть сбалансированы. Но в целом, уверен господин Дружинин, такое решение даст стимулы убирать с сети ненужные сейчас вагоны.

Также, добавляет Алексей Дружинин, есть предложение ввести понижающие коэффициенты на вагоны, которые следуют в долгосрочный отстой: "Eсли вагон, допустим, уезжает более чем на два месяца в отстой, возможны какие-то скидки. А если его возвращают раньше, идет доначисление". Он предложил также создать интерактивную карту возможностей сети по отстою.

Экономику рынка оперирования подрывает как недостаток груза в условиях экономического спада, так и избыток вагонов, по которым нужно нести расходы на обслуживание. Общий парк на сети на конец августа, по данным ИПEМ, составил 1,189 млн единиц, что на 11% выше уровня 2016 года. На середину октября, уточняет глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, простаивающий под погрузкой-выгрузкой более пяти дней парк превысил 200 тыс. вагонов, в том числе 103 тыс. полувагонов и 76 тыс. цистерн. Eсть и парк, простаивающий в пути ("брошенные поезда"). Ситуация с ними улучшилась, отмечает господин Бурмистров: сейчас речь идет максимум о 40 тыс. вагонах, тогда как на 1 июня было более 110 тыс.

Часть профицита перетекает в категорию неисправного парка - сейчас в ней 32 тыс. полувагонов, тогда как на начало года было вдвое меньше. Стоящий парк занимает пути, что невыгодно и ОАО РЖД. В ФПК, дочернем операторе монополии, ожидают сохранения устойчивого профицита вагонов до 2030 года.

Отстой на путях общего пользования - платный, цена - 118-227 руб. за вагон в сутки. В пандемию операторы попросили отменить или снизить эту плату до символического уровня. Но в ОАО РЖД возражали, говоря о необходимости компенсации потери доходов и риске резкого притока на пути общего пользования простаивающих вагонов (см. "Ъ" от 17 апреля).

К новым идеям операторов в монополии отнеслись положительно. Заместитель гендиректора - начальник Центральной дирекции управления движением (ЦД) ОАО РЖД Рашид Сайбаталов сказал, что предложения "интересные и имеют право на обсуждение", отметив, правда, что перемещение вагонов на станции отстоя не должно быть бесплатным. По его словам, вопрос нужно "решить совместно до декабря". Заместитель гендиректора - глава Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило подчеркнул, что ОАО РЖД не боится потери доходов от дифференциации ставки, но для отстоя предпочтительно использовать пути необщего пользования. В тоже время в монополии готовы предоставить "отдельные незадействованные участки общей сети".

Поддержали топ-менеджеры ОАО РЖД и идею интерактивной карты. Рашид Сайбаталов предложил указывать на ней в режиме онлайн расценки, а господин Шило добавил, что такой сервис уже разрабатывается в монополии и готовится к внедрению на электронной торговой площадке "Грузовые перевозки" (ЭТП ГП).

По мнению Михаила Бурмистрова, для ОАО РЖД реализация предложений операторов позволит снизить нагрузку на инфраструктуру и создаст предпосылки для сокращения оборота вагона, что выгодно грузоотправителям, а у операторов сократятся расходы. Для всех сторон, поясняет эксперт, самая дорогостоящая проблема - парк, который то ли нужен, то ли нет, а льготный долгосрочный отстой и скидки могут сделать ситуацию более прозрачной и управляемой.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ26.10.2020