Отсутствие в отрасли сквозного учета производства и контроля оборота деталей вагонного парка долгое время затрудняло решение серьезных проблем. В их числе – применение комплектующих сомнительного качества, несанкционированная разукомплектация, а порой банальное воровство, нарушение срока службы составных частей вагона. Купировать подобные риски стало возможно за счет современных цифровых подходов.
Контрафакт не пройдет
В частности, под эгидой Объединения производителей железнодорожной техники развивается автоматизированная система "Электронный инспектор". Проект зародился в 2020 году, и одной из его задач ставилось отслеживание контрафактных изделий. Необходимо было оградить промышленность, потребителей от недоброкачественной продукции.
В настоящее время в этой системе – около 20 млн изделий, 18 видов продукции (боковые рамы, надрессорные балки, черновые и чистовые оси, колесные пары и т. д.). База данных расширяется: ежесуточно в нее вносится информация о 35 тыс. комплектующих грузовых вагонов.
Информация в АС "Электронный инспектор" поступает от 96 предприятий, а ее пользователями являются почти 1 тыс. организаций, которым открыт онлайн доступ в автоматизированную систему и предоставляется информация, когда продукция произведена, имеет ли она паспорт качества и все необходимые сопроводительные документы, пояснил президент ОПЖТ Валентин Гапанович.
Сведения об условной забраковке, исключении и разбраковке деталей стекаются в АС со всех ремонтных депо. "Деталь выпустил – [отразил] в электронной базе данных. Деталь забраковал – идет валидация, и никогда ни при каких обстоятельствах уже на инфраструктуру РЖД не попадет контрафактная продукция", – подчеркнул В. Гапанович.
В настоящее время к АС "Электронный инспектор" подключилась Белорусская железная дорога. Программное обеспечение тестирует "Казахстан темир жолы".
Как минимизировать отказы?
Вагонный комплекс за последний период добился определенных результатов в плане повышения безопасности движения, говорит В. Гапанович. При увеличении парка вагонов по сравнению с 2019 годом на 13%, до 1,3 млн ед. в 2023-м, отказы технических средств 1,2,3 категорий по хозяйству сократились на 10,7%, до 34,3 тыс.
В этом году так же наблюдается снижение отказов, примерно на 14%, проинформировал начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры РЖД Роман Хойхин.
Вагонный комплекс, отметил он, является многогранной структурой, где участвуют и изготовители подвижного состава, и собственники парка, и ремонтные компании, и эксплуатационный блок.
"Самое основное, что у нас получилось на сегодняшний момент, мы начали слышать друг друга и принимать консолидировано решения. Потому что цель у всех одна – это исправно, надежно работающий вагон в эксплуатации, который безотцепочно идет из точки А в точку В, от погрузки до выгрузки", – заявил Р. Хойкин.
Сегодня, продолжает он, приходится изучать и анализировать те узлы вагона, которые работают с минимальной степенью надежности или не показывают ту эффективность, которая предполагается разработчиками конструкций. Вагоностроители при этом достаточно оперативно реагируют на такие проблемы. За текущий год почти 5 тыс. вагонов прошли заводскую модернизацию, проблемные узлы были устранены, сообщил представитель ЦДИ.
Кроме того, на сети растет парк с улучшенными характеристиками. За неполный год произведено 19 тыс. инновационных вагонов, общее их число уже достигло 270 тыс.
В то же время по ряду факторов, уточнил Р. Хойкин, остаются нерешенными некоторые вопросы в ремонтном комплексе. "На сегодняшний момент у нас массово происходят отцепки по тележке грузового вагона. Вместе со всеми участниками процесса приняли решение, что с 1 сентября ставим новый [фрикционный] клин в тележку. Это 280 тыс. отцепок в год в эксплуатации, на которые мы хотим повлиять и минимизировать", – рассказал он.
Аналогичным образом будет выстраиваться работа по другим проблемным узлам, которая предусматривает коррективы на уровне вагоностроительных заводов либо изменение технологий ремонта.
Также в настоящее время меняется порядок доступа вагонов на инфраструктуру общего пользования, где закладываются элементы инспекционного контроля. "Выявляются узкие места у вагоноремонтных предприятий, куда с определенной периодичностью заходим и даем свои рекомендации, что необходимо поправить", – говорит начальник управления вагонного хозяйства.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
22.10.2024 |