04-07-18 / 2018
Новости отрасли
Вагон слишком дорог

О ситуации на рынке грузовых железнодорожных перевозок, который сейчас ищет баланс между ценой нового вагона и уровнем ставок операторов, РЖД-Партнеру рассказал заместитель генерального директора по стратегии и развитию Первой грузовой компании (ПГК) Валерий Веремеев. – Стимулирует ли рост ставок операторов к покупкам новых вагонов?

– На решение о приобретении новых вагонов влияет множество факторов, среди которых и динамика роста перевозок, которая в этом году показывает хорошие показатели, и высокая стоимость новых вагонов с улучшенными характеристиками, и темпы списания парка на рынке. С учетом всех рыночных обстоятельств мы выбрали курс прежде всего на повышение оборачиваемости имеющегося парка.

– Насколько необходимо пополнение парка подвижного состава в нынешних условиях?

– Ситуация за 5 месяцев показывает, что участниками рынка приобретено около 23 тыс. вагонов, а это как минимум 65 млрд руб. инвестиций. В 2018 году общий объем инвестиций в новый парк может составить 160–170 млрд руб. При этом мы видим, что продолжающийся рост цен на вагоны и отказ от государственных субсидий полувагонов с нагрузкой 25 тс привели к тому, что покупатели стали приобретать больше вагонов на стандартных тележках.

– В каких сегментах вагонного парка сегодня наблюдается дефицит?

– На отдельных направлениях не хватает полувагонов, но в целом ситуация по ним гораздо спокойнее, чем в прошлом году. Еще на сети есть некоторые сложности в обеспечении перевозок зерновозами и цементовозами, необходимо пополнение парка платформ.

Однако все эти типы вагонов закупаются участниками рынка. Например, одних полувагонов за 5 месяцев этого года поступило на сеть более 15 тыс. ед. В целом рабочий парк грузовых вагонов на сети РЖД увеличился с 890 тыс. ед. в январе 2017 года до 945 тыс. ед. на текущий момент, это 6% роста. Поэтому никаких серьезных угроз дефицита мы не видим, особенно если оборот вагонов на сети сохранится хотя бы на уровне прошлого года.

– Почему при росте цен производителей подвижного состава покупки идут довольно активно? Какой уровень ставок позволит эффективно обслуживать вагоны, взятые в лизинг? Какие факторы в ближайшее время повлияют на динамику ставок?

– По некоторым типам подвижного состава ставки вышли на такой уровень, при котором инвестиции в вагон окупаются за 10–14 лет, что приемлемо для инвесторов при текущей стоимости лизинга и банковского кредита. В отдельных случаях, когда необходимо пополнять парк, но вагоны не очень хорошо окупаются, их приобретают грузовладельцы.

Вместе с тем рост цен на вагоны оказывает негативное влияние на рынок – подвижной состав дорожает темпами в 4–5 раз выше, чем инфляция. Также продолжают расти расходы на содержание и ремонт вагонов, прежде всего это стоимость колес и формирования колесных пар, ремонтных услуг.

Универсального ответа на вопрос, по каким ставкам окупается сегодня лизинг, дать невозможно. Все зависит от конкретной модели вагонов. Каждый может зайти на порталы лизинговых компаний и воспользоваться калькулятором лизинговых платежей, а затем к получившейся ставке платежа прибавить 300–400 руб. в сутки в зависимости от типа вагонов на их содержание, подготовку и ремонт, расходы на оперирование, налоги. Полученная ставка будет показывать уровень, при котором оператор должен работать до момента окупаемости вагона, 10–14 лет без рентабельности для себя, в ноль.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру04.07.2018