Эффективность эксплуатации вагона и его надежность зависит от его технического состояния. И если верить статистике за 2023 год, то показатель безотказной работы снижается, об этом заявили участники Конференции "Операторский бизнес: экономика, качество, технологии", которую организовал и провел РЖД-Партнер.
Отцепки
С возрастом вагона количество отцепок растет, признается Дмитрий Лосев, исполнительный директор Союза вагоноремонтных предприятий. В 2019 году их число едва превысило 1,3 млн. в 2020 число отцепок увеличилось до 1,36 млн., на следующий год снизилось до 1,28 млн., а в 2023 – вновь 1,35 млн.
"Количество отцепок, по большому счету, не меняется. И их число примерно отвечает тому парку вагонов, который эксплуатируется. То есть один вагон – одна отцепка", – говорит он.
Но главное, на число отцепок влияют условия эксплуатации вагонов.
"Но не только молодость или старость вагонов влияет на эффективность его работы. Очень многое зависит от того, как к нему относится его владелец: любит ли его собственник, жалеет, ремонтирует и заботится, или вагон ковыляет потихонечку по сети, как-нибудь", – продолжает Дмитрий Лосев.
Однако со слов Лосева большая часть вагонов "катается на конструкции из 50-х годов". Докладчик подчеркивает, в отрасли за последние 70 лет почти ничего не изменилось в точки зрения обслуживания вагона: ремонтная документация – прежняя, ремонтная база – тоже, да и конструкция, напомним, все та же, пятидесятых годов. Однако рынок последние несколько лет стремился к сокращению числа межремонтных интервалов, и, значит, к увеличению длительности эксплуатации вагона. И в 2024 году, кажется этого удалось достичь.
"Мы, увеличив период межремонтного интервала, получили следующее: мы возместили плановый ремонт на некоторое количество текущих и отцепочных ремонтов. В результате количество ремонтов не изменилось, а текущий и отцепочный ремонт стремятся к стоимости деповского ремонта. Ну так складывается рынок", – продолжает Дмитрий Лосев.
Вагоны стали более опасными, подчеркивает эксперт.
Отказы
34,4 тыс. отказов технических средств зарегистрировано в 2022-2023 годах. Это по всему вагонному комплексу. То есть вагон становится реальным тормозом в перевозочном процессе, настаивает Лосев. Эксперт подчеркивает, большая часть отказов – 41% – из-за отказов буксового узла.
"Причина отказов буксового узла? Да все просто. Больше 70% подшипников под вагонами превысили десятилетний срок эксплуатации. Мы, ребята, едем на хламе. Это – небезопасно, как минимум, металл устал", – продолжает Дмитрий Лосев.
Еще 36% отказов – из-за отказа автотормозов, еще 12% – из-за отказов колесных пар. Оставшиеся 11% отказов эксперт отнес в число прочих.
"Мы сегодня придет к тому, что будет неотложный ремонт. И он накопится в одну кучу и выстрелит!", – восклицает Дмитрий Лосев.
Эксперт предлагает, участники рынка должны реализовать планомерное вливание новых подшипников в оборот. Так получится нивелировать возможные изменений потребности. Это – во-первых. А во-вторых, необходимо постановить перед промышленностью задачу по производству новых подшипников в необходимом объеме.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 19.09.2024 |