14-12-22 / 2022
Новости отрасли
Вагон между дефицитом и профицитом

Нестандартная ситуация с перевозками в этом году обсуждалась в ходе дискуссии "Работа операторов в новых условиях: как повысить эффективность использования парка и улучшить качество обслуживания клиентов", проведенной на полях ХХ Конференции "Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство".

Парк замедлился

В текущем году операторские компании столкнулись с иного рода вызовами, отличными от тех, которые преодолевались в пандемию, отметил исполнительный директор СОЖТ Игорь Санковский.

С одной стороны, погрузка за 11 месяцев снизилась на 3,6%. Вместе с тем грузооборот сократился всего на 0,2%, прежде всего за счет увеличения дальности перевозок, связанного с разворотом грузов на Дальний Восток. Произошел резкий дисбаланс экспортных и импортных потоков, что особенно видно по контейнерному трафику. И все более отчетливо дают о себе знать инфраструктурные ограничения на припортовых направлениях и в самих портах/погранпереходах.

Как следствие, возникла парадоксальная ситуация: на сети наблюдается профицит подвижного состава (в РЖД вновь говорят о необходимости отправлять в отстой невостребованный парк и разработке методики, определяющей оптимальное число вагонов на путях общего пользования) и одновременно его нехватка.

"Возможно, в текущем кратковременном моменте, но мы видим дефицит парка цистерн и полувагонов, – свидетельствует управляющий директор по лизингу подвижного состава "ВТБ Лизинг" Оксана Ивановская. – За предыдущую неделю позвонило 5-6 крупных компаний и не очень с предложением взять парк в аренду, в общей сложности на 10-15 тыс.".

Качество работы сеть стало хуже, констатирует директор департамента стратегического развития и маркетинга ООО "УК "РМ Рейл" Георгий Зобов. Продвижение груженых потоков на восток замедлено, как и возврат подвижного состава под очередную погрузку, это влияет на ухудшение оборота вагона.

"То есть для того, чтобы прокачать ту же погрузку, требуется физически больше подвижного состава", – пояснил эксперт. В качестве дополнительных факторов, влияющих негативно на эксплуатационную обстановку, он называет недостаточные темпы инфраструктурного развития и низкий уровень списания стареющего парка по сравнению с притоком нового.

С начала года оборот вагона вырос на 0,8 суток, до 18,8 суток. По некоторым оценкам, чтобы компенсировать увеличение оборота на 1 сутки, нужно дополнительно 30 тыс. вагонов.

В то же время к идее ограничения количества парка на сети представители операторского сообщества относятся настороженно. "Все разговоры о том, что нужно ограничить вагоны на сети, что может болезненно сказаться на всех участниках рынка, в ближайшее время должны уйти", – подчеркивает зампред А ОЖдПС Денис Семенкин. По его убеждению, операторское многообразие позволяет сохранить здоровый рынок.

Лицом к клиенту

Несмотря на нынешние сложности, опыт работы в этом году может вывести операторов на более качественный уровень. Эффективность использования парка и качество обслуживания клиентов – это не противоречащие друг другу позиции, а дополняющие, особенно в кризисных условиях, отметил И. Санковский.

Собственно, по этому пути идет немало компаний. Это и создание современных клиентских сервисов, личных кабинетов, других цифровых решений, посредством которых оперативно могут решаться вопросы, а оперативность сейчас как никогда важна.

"Развивается направление логистического аутсорсинга, включая разработку индивидуальных решений, логистический консалтинг. Среди реализуемых проектов – принятие на себя организации всего процесса транспортировки производимой клиентом продукции, начиная со склада предприятия и включая деятельность транспорта необщего пользования. Необходимо отметить, что это процессы не 3-4-летней давности, а этого года", – сказал исполнительный директор СОЖТ.

И. Санковский привел в качестве положительного опыта несколько кейсов, которые позволили обеспечить отправителю своевременный вывоз продукции и снизить операторам простои вагонов под погрузкой/выгрузкой.

Операторские компании в настоящее время стали проводить более предсказуемую политику, в свою очередь, свидетельствует Д. Семенкин. "Уже нет безумного желания демпинговать, резко испортить рынок себе и коллегам. Люди стали более рассудительными", – заключил он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер14.12.2022