28-03-24 / 2024
Новости отрасли
Вагон инноваций

Андрей Шевцов, заместитель генерального директора по техническому развитию – главный инженер АО "Федеральная грузовая компания"

Федеральная грузовая компания (ФГК) является одним из крупных игроков на рынке операторских услуг. Наша беседа о том, как АО "ФГК" развивает свой подвижной состав, чтобы удовлетворить спрос на перевозки.

– Андрей Мухамедович, работа над развитием Восточного полигона ведется не один год, реализуется ряд комплексных проектов холдинга "РЖД" и государства. Какой вклад в достижение целевых показателей может внести Федеральная грузовая компания?

– АО "ФГК" принимает активное участие в реализации инфраструктурных проектов и решении национальных задач. Доля специальных, гуманитарных и социально значимых грузов в общей погрузке в полувагоны компании по итогам 2023 года составила 65%. Очевидно, что как оператор и собственник грузовых вагонов мы нацелены на повышение своих производственно-финансовых результатов, максимально удовлетворяя спрос на подвижной состав со стороны представителей бизнеса и ключевых отраслей экономики.

Однако важную роль в нашей работе играет и научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность, направленная на разработку инновационного подвижного состава и развитие грузовых железнодорожных перевозок. Сегодня, когда разворот логистических потоков мобилизовал все заинтересованные стороны интенсивнее решать задачи развития Восточного полигона, мы не могли не включиться в эти процессы.

Сейчас в фокусе нашего внимания совместные с ОАО "РЖД" проекты по разработке, постановке на производство, сертификации инновационных восьмиосных цистерн и полувагонов с увеличенной грузоподъемностью 150 тонн с получением соответствующих исключительных прав. Такой подвижной состав поможет разгрузить лимитированные направления российских железных дорог, и в первую очередь Восточный полигон.

– Летом 2023 года АО "ФГК" и компания "РМ Рейл" презентовали 3D-модель восьмиосной нефтебензиновой цистерны. На каком этапе сейчас проект?

– Проект развития перевозок в восьмиосных цистернах эффективно реализуется. Учитывая значимость этой темы для государства, все работы проводятся в сжатые сроки. Опытный образец восьмиосного вагона-цистерны "Находка" (двухсекционный жесткий сцеп) разработан по нашему заказу и изготовлен АО "Рузхиммаш". В конце I квартала этого года должны завершиться приемочные испытания цистерны, которые сейчас проходят в АО "ВНИИЖТ" в городе Белореченск на полигоне Северо-Кавказской дороги.

Мы видим, что это уникальная модель с исключительными техническими характеристиками и инновационной конструкцией. Каждая секция цистерны обладает увеличенным объемом котла 92 куб. м, грузоподъемностью 75 тонн и может суммарно на вагон перевезти до 14% больше как светлых, так и темных нефтепродуктов в сравнении с существующими моделями цистерн в составе условного поезда длиной 988 м, используемыми на Восточном полигоне. При этом цистерна максимально универсальна для эксплуатации на существующей инфраструктуре, предназначенной для слива и налива нефтяных грузов. В III квартале 2024 года мы планируем сертифицировать вагон и запустить его в серийное производство.

– Какой эффект вы ожидаете от промышленной эксплуатации цистерны?

– Применение такого подвижного состава будет способствовать достижению стратегических целей повышения провозной способности Восточного полигона и других лимитирующих направлений за счет роста объема перевозок без необходимости значительных вложений в модернизацию инфраструктуры общего пользования. По итогам запланированных мероприятий мы будем готовы пополнить наш парк вагонов восьмиосными цистернами в объеме до 10 тыс. единиц в целях обеспечения необходимым подвижным составом возрастающий объем перевозок нефти и нефтепродуктов.

– В конце прошлого года вы заявили, что приступили также к разработке инновационных восьмиосных полувагонов. Что-то можно уже сказать про их облик и технические характеристики?

– Да, уже проведены мероприятия по разработке и экспертизе рабочей конструкторской документации восьмиосных полувагонов с осевой нагрузкой 25 тс.

В рамках проекта планируется разработка полувагона "Урал" в габарите 1-Т грузоподъемностью 150 тонн и объемом кузова 176 куб. м и полувагона "БАМ" в габарите Тпр грузоподъемностью 151 тонна и объемом кузова 166 куб. м. При достижении заявленных технических показателей объем перевозимых грузов в таком подвижном составе увеличится от 13 до 37% по сравнению с существующими на рынке моделями универсальных и инновационных полувагонов. При этом эффект достигается за счет сокращения длины вагона при сохранении грузоподъемности и вместимости на секцию, а также применения полужесткого сцепа. Это позволит увеличить количество используемых полувагонов в поезде условной длины и – как итог – объем перевезенного груза.

Кроме того, мы ожидаем, что применение унифицированных узлов и деталей при производстве инновационных моделей полувагонов позволит сократить расходы АО "ФГК" на техническое обслуживание и проведение текущих и плановых видов ремонта.

Изготовление опытных образцов запланировано АО НПК "УВЗ" на I квартал 2024 года, сертификация и завершение НИОКР – до конца 2024 года.

По завершении НИОКР планируем приобрести опытные партии восьмиосных полувагонов по 200 единиц каждой модели для опытной эксплуатации в целях проработки технических и технологических вопросов, связанных с эксплуатацией поездов, состоящих из восьмиосных полувагонов нового поколения.

В перспективе парк АО "ФГК" может пополниться за счет приобретения до 20 тыс. восьмиосных полувагонов. Мы готовы и далее наращивать свои компетенции в разработке инновационного подвижного состава в целях обеспечения нужд холдинга "РЖД", экономики и государства.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспортно-логистический вестник РЖД28.03.2024