27-08-15 / 2015
Новости отрасли
Вагон или «склад на колесах»

Серьезной проблемой для ОАО "РЖД" в последнее время стало отставление от движения составов с грузами на подходах к морским портам.Подсчитать убытки от "брошенных" поездов можно будет в режиме онлайн. По данным Центральной дирекции управления движением, если на 17 августа насчитывалось 157 "брошенных" поездов, то к 24 августа их количество увеличилось до 198. Больше всего их простаивает на подходах к портам Северного Кавказа и Дальнего Востока. Железнодорожники вынуждены ежедневно в авральном порядке решать судьбу "брошенных" поездов. Компания каждый день несет дополнительные расходы, так как простой вагонов в пути следования не оплачивается клиентами.

Причина этого явления в том, что в условиях избыточного парка подвижного состава у грузополучателей отсутствует стимул развивать пути необщего пользования станций для приема грузов и собственную инфраструктуру, например строить склады в портах. Вместо этого грузополучатели (во многих случаях грузоотправители и грузополучатели представляют одного собственника) пытаются оптимизировать свои издержки за счет превращения подвижного состава в "склад на колесах".

Пользуясь профицитом вагонов на рынке, их собственников и операторов часто вынуждают заключать договоры на предоставление подвижного состава на рейс без штрафных санкций, связанных с отставлением поезда от движения в течение срока доставки. Когда терминалы в порту не имеют возможности принимать и накапливать груз для судовых партий, грузополучатели пытаются организовать погрузку по прямому варианту "вагон – борт судна".

Для обеспечения загрузки судна вместимостью 15 тыс. тонн необходимо отправить груз как минимум тремя полными составами. В случае задержки одного из поездов в пути следования независимо от причины владелец груза должен будет заплатить приличный штраф за простой судна в порту в ожидании погрузки. В то же время сумма, выставляемая ОАО "РЖД" для оплаты за размещение вагонов на инфраструктуре общего пользования, для одной судовой партии почти в пятнадцать раз меньше, чем плата за простой судна в порту. Однако даже эти деньги ОАО "РЖД" может взимать с участников перевозки только в случае нарушения сроков доставки. К сожалению, недавно принятый ФЗ № 503 и новые распоряжения не решают данную проблему, а, наоборот, стимулируют "бросать" поезда.

У собственников терминалов и владельцев грузов в настоящее время нет никакого экономического стимула для изменения сложившейся ситуации. А убытки несут ОАО "РЖД" и в конечном итоге государство. Холдинг ежедневно фиксирует дополнительные расходы, связанные с "брошенными" поездами, а операторы – падение суточной нормы прибыли, так как простой вагонов в пути следования не оплачивается заказчиком. В результате расплачиваться за "брошенные" поезда приходится государству как основному акционеру ОАО "РЖД" и банкам, выдавшим кредиты лизинговым компаниям для покупки и передачи вагонов в пользование операторам.

Для решения данной проблемы ОАО "РЖД" проводит активную работу по разработке методологии экономической оценки размещения грузовых поездов, временно отставленных от движения на инфраструктуре общего пользования. Автоматизированная система позволит на базе данной методологии сопоставлять доходы и расходы, возникающие при временном отставлении грузовых поездов от движения, и получать информацию о финансовом результате и экономическом эффекте с детализацией по причинам задержки, по индексу поезда, контрагенту, типу груза.

Данное программное обеспечение даст возможность анализировать ситуацию в режиме реального времени, выявлять закономерности и конкретизировать меры, необходимые для снижения уровня нагрузки на сеть. А самое главное – данный подход позволит вести обоснованный и предметный диалог со всеми участниками перевозочного процесса, предоставит необходимую информацию для урегулирования многих вопросов, без чего невозможно решение проблемы "склада на колесах".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.08.2015