21-09-15 / 2015
Новости отрасли
Вагон должен работать

Под управлением ОАО «РЖД» доходность вагона ФГК за месяц выросла на 15%

Степан Мотолянец, первый заместитель начальника Северного территориального центра фирменного транспортного обслуживания

С 1 августа порядка 98 тыс. полувагонов Федеральной грузовой компании перешли под управление ОАО «РЖД». Согласно заключённому агентскому договору управляет парком Центр фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД», получая 1% с продаж. Такая схема должна привести к более эффективному использованию полувагонов ФГК и оптимизировать логистические схемы порожних вагонопотоков.

– Степан Антонович, какие сложности возникли при переходе Северного ТЦФТО на управление парком Ярославского филиала ОАО «ФГК»?

– Август был непростым. 28 июля было объявлено о переводе парка под управление ЦФТО, и уже через три дня мы должны были приступить к работе. Все обязательства Ярославского филиала ОАО «ФГК» перед клиентами мы приняли, хотя порой они были неприемлемыми для нас. Например, оператор давал отсрочку оплаты за предоставление полувагонов до 45 суток. Действующие договоры мы исполняем до конца сентября, потом они будут перезаключены на новых условиях. Так, отсрочка оплаты не должна будет превышать 15 суток.

Пришлось столкнуться с рядом проблем в организации перевозок, основной из которых стал простой вагона. На сегодня большинство задач решены, но осталось два главных вопроса. Первый касается своевременности выгрузки вагонов агентского парка, который широко используется для погрузки структурными подразделениями компании и завоза груза в их адрес. К сожалению, в регионах не уделяется должного внимания данному вопросу. В результате за 15 дней сентября оборот местного вагона при норме 3,49 суток составил 5,41 суток.

15 сентября на полигоне СЖД в ожидании выгрузки более суток простаивали 133 полувагона агентского парка, прибывших в адрес предприятий ОАО «РЖД». Так, на станции Кожва-1 простаивало 19 полувагонов со строительным грузом в адрес ПЧ-33. На станции Вологда-1 по вине работников ООО «ТМХ-Сервис» ждали выгрузки 15 полувагонов с песком. На станции Плесецкая простаивали 12 полувагонов в адрес ПЧ-20. А на станциях Сивая Маска и Инта-1 более четырёх и шести суток, соответственно, простаивали вагоны с углём в адрес Сосногорской дистанции гражданских сооружений.  Северному ТЦФТО совместно с Северной дирекцией управления движением приходится применять административные меры, фактически ломать менталитет работников, искореняя привычку откладывать на потом. Так, 15 сентября начальник Северной дирекции управления движением Сергей Манцевич в адрес предприятий, допустивших про-стой, направил телеграмму с распоряжением обеспечить своевременную выгрузку вагонов и сократить простой местного вагона агентского парка под грузовыми операциями до срока не более суток. Полагаю, что при должном внимании ДСЦ и начальников станций нам удастся решить эту проблему.

Второй проблемой для нас остаются неисправные вагоны, которые находятся в рабочем парке. Эту проблему мы пытаемся решить совместно со службой вагонного хозяйства Северной дирекции инфраструктуры, начальниками станций. Дело в том, что неисправный полувагон должен быть немедленно отставлен в нерабочий парк, а ФГК должна обеспечить его отправление в ремонт. Но работники службы вагонного хозяйства не всегда делают это сразу после выявления неисправностей. Полувагон числится в нерабочем парке, а отправить мы его не можем. Между тем, вагон должен работать и приносить прибыль. А такой показатель работы вагонной службы, как наличие неисправных вагонов, не стимулирует их перевод в рабочий парк. Налицо конфликт интересов. Средняя стоимость содержания полувагона – 300 руб. в сутки. При простое и порожнем пробеге полувагон ничего не зарабатывает.

Остаётся вопрос простоя полувагона перед плановым ремонтом. Мы не можем его эксплуатировать за 15 суток до окончания планового ремонта. Следовательно, в это время его тоже необходимо перевести в нерабочий парк, чтобы его содержание не пошло в убыток и ФГК могла отправить его в ремонт. Сегодня в сутки в рабочем парке числится порядка 10-15 неисправных полувагонов.

– Каковы результаты работы агентского парка на сегодня?

– В августе оборот вагона агентского парка Северного ТЦФТО при плане 3,34 суток составлял 4,2 суток, а за первые две недели сентября снизился до 3,93 суток. Оборот порожнего вагона снизился на 1,16 суток и составляет 3,68 суток, что соответствует параметрам, заданным Центральной дирекцией управления движением.

Основной показатель – доходность вагона – в августе вырос на 15% по сравнению с июлем. Есть все основания прогнозировать, что в сентябре она возрастёт минимум на 15% по отношению к августу. В предыдущем месяце мы теряли в показателях из-за отсутствия логистических схем, несколько сумбурной заадресовки вагонов в связи с отладкой АС РПВ.

Сегодня управление агентским парком налажено. Мы заранее видим прибытие гружёного вагона и до выгрузки определяем станцию его следующей погрузки. Решаем с клиентами вопросы по организации сдвоенных операций для сокращения порожнего пробега. Будем совершенствоваться дальше, удовлетворять потребности клиентов и обеспечивать прибыль компании.

– Как удалось наладить работу в столь короткий срок?

– Благодаря трёхлетнему опыту работы с вагонами агентского парка и парка ВСП, модели заадресовки порожних вагонов, разработанной на СЖД, и процессному подходу к решению данной задачи. Мы решили не распыляться, а действовать поэтапно, решая вопросы по мере их значимости. Первым делом взялись за логистику заадресовки, затем – за простой вагона под погрузку. Сегодня две проблемы, озвученные выше, остаются, но положительная динамика наблюдается.

– Понадобились ли кадровые изменения?

– Нет, мы перераспределили функции между отделами. Несколько возросла нагрузка на блок транспортного обслуживания по заключению договоров, отдел коммерческой диспетчеризации по распределению и управлению вагонным парком и агентскую сеть по оформлению заготовок. При условии оптимизации некоторых процессов оформления документов, которая происходит регулярно, справляемся своими силами.

– Как решаются вопросы с Ярославским филиалом ОАО «ФГК»?

– Взаимодействие налажено, мы берём на вооружение некоторые их замечания, учимся. Все вопросы решаются в режиме открытого диалога.

– А как клиенты дочернего предприятия отреагировали на перевод вагонов под управление ОАО «Российские железные дороги»?

– Негативной реакции не было. Клиенты заинтересованы работать с ОАО «РЖД», и передача вагонов воспринимается положительно. Только один из грузоотправителей отказался от работы с агентским парком, так как ФГК выиграла тендер на перевозку его грузов, и сотрудничать с агентом клиент не имеет права. Сегодня мы ведём с ним переговоры о заключении нового договора, уже с СТЦФТО.

То, о чём мы говорили выше, относится к операционной деятельности РЖД по управлению парком. Главной задачей для нас остаётся повышение клиентоориентированности и качества обслуживания. Все принятые заказы мы обеспечиваем полностью, в согласованные с клиентом сроки. Сегодня впервые за последние три года на сети наблюдается отсутствие профицита полувагонов, можно даже говорить о некотором дефиците. И в этих условиях особенно важно завоевать доверие клиентов и сохранить клиентскую базу, когда на рынке появится больше выгодных предложений.

– С чем связан сложившийся на сети дефицит? 

– Много вагонов приходится отдавать на Западно-Сибирскую дорогу. Поздний приток денежных средств в строительную отрасль вызвал резкий всплеск завоза строительных грузов, который совпал с сезонным завозом угля. Думаю, к ноябрю вновь можно будет прогнозировать профицит полувагонов на сети.

– Сегодня для участников рынка грузоперевозок создаётся информационное интернет-пространство. Сама ФГК пользуется публичной офертой. СЦФТО планирует подобную деятельность?

 

ИсточникДатаНаименование материала
Северная магистраль21.09.2015