22-05-15 / 2015
Новости отрасли
Вадим Морозов: «Ключевой момент - обеспечить клиентоориентированность»

РЕФОРМИРОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Актуальные вызовы последнего времени снизили уровень маржинальности деятельности участников рынка грузовых железнодорожных перевозок. О тех факторах, которые определяют развитие отрасли, актуальных проблемах, на решении которых должны сконцентрироваться все заинтересованные стороны, и задачах, которые необходимо решить как ОАО "РЖД", так и железнодорожному комплексу в целом, рассказал первый вице-президент компании Вадим Николаевич Морозов.

"Транспорт": Минувший год был достаточно драматичным для России как в политическом, так и в финансовом плане. На самом высоком уровне признается, что отечественная экономика вступила в период рецессии. Для сети РЖД итоги 2014 года тоже не выглядят особенно радостными: падение погрузки составило 0,8%. Каковы, по вашему мнению, причины отрицательной динамики? Чем ответит компания и железнодорожный комплекс в целом на эти вызовы?

- Действительно, условия, в которых нам приходится работать, становятся все более сложными. Сокращение промышленного производства и соответственно объемов ВВП не могло не отразиться на железнодорожных перевозках. Значительно снизились перевозки железной руды, строительных грузов. В то же время сохраняется тенденция роста дальнепробежных, прежде всего экспортных, перевозок, что приводит к неравномерной загрузке инфраструктуры. И в прошлом году, и в первом квартале текущего года фиксируются исторические максимумы перевозок назначением в российские порты.

Серьезное влияние на падение погрузки оказало и ослабление позиций железной дороги по сравнению с другими видами транспорта. За счет диспропорций в регулировании значительные объемы грузов, традиционно перевозимые по железной дороге, уходят на автомобильный, речной и трубопроводный транспорт. При этом происходит существенное изменение структуры перевозимых грузов: на сети растут перевозки массовых, низкодоходных грузов, а более дорогостоящие переключаются на альтернативные схемы доставки.

В этих условиях мы боремся за клиентов, предлагая максимально широкий спектр услуг. Речь идет прежде всего о предоставлении комплексных транспортно-логистических решений, оказании терминально-складских услуг, использовании железнодорожно-паромного сообщения, доставке грузов "от двери до двери", организации международных перевозок с участием нескольких видов транспорта, технологическом аутсорсинге в части оперирования подвижным составом.

Последняя услуга дает возможность повысить маневренность перевозчика в вопросах оптимизации логистики и отчасти сократить негативное влияние возникшего в ходе проведения структурной реформы профицита вагонного парка и обусловленной этим непроизводственной загрузкой сети.

"Транспорт": На старте реформ предполагалось, что "невидимая рука рынка", наоборот, разрешит все проблемы. И восполнение дефицита вагонов всеми признается как одно из несомненных достижений структурной реформы...

- Никто не отрицает позитивного эффекта, но сейчас одной из главных проблем является рост избытка подвижного состава и, как следствие, вынужденные ограничения в организации перевозок. Парк российских вагонов составляет сейчас 1 млн 217 тыс. единиц, принадлежащих более чем 1700 владельцам. В прошедшем году избыточный парк привел к снижению участковой скорости на 1,3 км/час, производительности локомотива на 70 тыс. т-км брутто/сут. и замедлению оборота вагона на 3,5 суток. Общее негативное влияние избыточного парка на финансовые результаты ОАО "РЖД" оценивается в 14 млрд рублей. Высоки риски предъявления штрафных санкций за нарушение сроков доставки порожних вагонов. Кроме того, это оказывает негативное влияние на деятельность наших клиентов-грузоотправителей.

ОАО "РЖД" на постоянной основе внедряет технологические решения, направленные на повышение эффективности работы вагонного парка и минимизацию негативного влияния профицита на качество эксплуатационной работы. За последние несколько лет использовались различные схемы работы универсальных вагонов (АГ, ВСП), а в 2014 году были реализованы принципы балансового метода управления консолидированным парком полувагонов (КП). Технология доказала свою эффективность: оборот вагона был ускорен на трое суток (с 16,9 до 14), погрузка выросла на 33%, а рост производительности вагона составил 23%.

Однако отсутствие у перевозчика реальных механизмов ограничивать направление невостребованных вагонов в районы массовой погрузки приводит к скоплению подвижного состава на основных грузонапряженных направлениях сети. Для повышения ответственности грузовладельцев и операторов, обеспечения рационального использования ресурсов инфраструктуры и снижения негативного влияния избыточного парка вагонов по инициативе ОАО "РЖД" был разработан и 31 декабря 2014 года подписан президентом страны Федеральный закон № 503, вносящий изменения в Устав железнодорожного транспорта и закон о железнодорожном транспорте. За перевозчиком закреплено право перемещать вагоны, не задействованные в перевозочном процессе свыше установленного срока, на выделенные станции платного отстоя. В настоящее время Минтрансом России создана рабочая группа, и при непосредственном участии ОАО "РЖД" ведется подготовка ряда документов, необходимых для реализации принятых изменений транспортного законодательства.

"Транспорт": Следует ли ожидать в нынешнем году каких-то новых предложений от ОАО "РЖД" другим участникам перевозочного процесса?

- Задача консолидации вагонных парков остается актуальной с самого начала реформирования. За последние годы на практике отработано множество технологических и управленческих решений. Они сформировали понимание того, что решение данной задачи возможно через реализацию арендной схемы, которая сконцентрирует парк в одних руках. Опыт ОАО "РЖД" по управлению парками вагонов (АГ, ВСП, КП) показал, что наиболее эффективным механизмом является совмещение процесса непосредственного управления вагонами с формированием грузовой базы и ведением договорной работы с грузовладельцами. То есть в управлении перевозчика должны быть все операции. Реализованное в 2014 году технологическое преимущество вызвало заинтересованность крупнейших операторов, поэтому в текущем году работа ОАО "РЖД" по поиску оптимальных решений управления грузовыми вагонами продолжается с учетом максимальной эффективности и ответственности всех участников транспортного рынка. Но для того чтобы начать этот процесс, нужны опережающие решения со стороны регулирующих органов, такие как либерализация вагонной составляющей, рациональный тарифный коридор. При отсутствии этих инструментов модель, эффективная с точки зрения технологии, снова будет нерыночной и неконкурентоспособной. Речь не идет о навязывании каких-то решений или о стремлении перевозчика получить доминирующее преимущество. Объективно, и с этим соглашаются большинство участников рынка, повышение технологической эффективности работает на интересы всех сторон. Особенно в условиях снижения спроса на перевозки и возрастающей конкуренции между всеми видами транспорта. Если не будет эффективного, привлекательного для клиентов предложения, рынок не сможет работать, и те вложения, которые сделаны и продолжают осуществляться частным бизнесом, окажутся неэффективными. Необходимо понимать всю серьезность возникающих перед отраслью проблем и ту ответственность, которую несет каждый участник рынка и сегодня, и в будущем.

"Транспорт": Тем не менее ряд экспертов, признавая весомость аргументов о необходимости консолидации парка, высказывают сомнения относительно способности ОАО "РЖД" предоставить клиентам сервис на уровне современных стандартов...

- ОАО "РЖД" проводит системную работу по повышению эффективности деятельности и качества организации перевозочного процесса. Это целый комплекс организационных, технических и технологических мероприятий. Повышение качества и эффективности базовой услуги перевозки происходит одновременно с разработкой новых транспортно-логистических решений, в том числе по индивидуальным запросам клиентов. Проектирование и разработку услуг на основе ожиданий потребителей мы считаем одним из основных способов укрепления конкурентоспособности холдинга "РЖД", а соответственно и противостояния кризисным факторам.

Напомню, что клиентоориентированность является главным приоритетом для всего холдинга. Обеспечение обратной связи - одно из ключевых звеньев этой работы. Речь идет не только о повышении удобства для пользователей наших онлайн-интерфейсов, мы осуществляем дополнительные исследования, постоянно организуем различные переговорные площадки, формируем институты, позволяющие обеспечить участие клиентов в обсуждении политики компании. Большинством дочерних обществ, входящих в транспортно-логистический бизнес-блок (GEFCO, "РЖД-Логистика", "ТрансКонтейнер", ФГК), созданы справочно-информационные службы в форматах call-центров, предназначенные в первую очередь для консультации и оказания практической помощи клиентам. На базе полученных откликов выстраиваются дальнейшие шаги по совершенствованию клиентской работы.

Например, в рамках проекта по организации движения грузовых поездов по расписанию мы достигли роста объемов перевозок на 53% к предыдущему году. Это явное доказательство того, что клиенты оценили преимущества данного проекта, а значит, он будет развиваться и дальше. Для РЖД это мощный источник для получения дополнительных доходов. По итогам 2014 года это около 1 млрд рублей.

Это лишь малая часть той ежедневной работы тысяч наших сотрудников и тех результатов, которые достигнуты холдингом только в прошлом году. Об этом, повторюсь, можно узнать через многочисленные каналы информирования, но главное - об этом знают большинство наших действующих и потенциальных партнеров. Безусловно, есть какие-то локальные сбои или нерешенные проблемы, но это скорее резервы, потенциал для дальнейшего развития. Главное, мы приходим к формированию той модели клиентоориентированной компании, которая обеспечит продвижение вперед и преодоление тех проблем, о которых мы говорили выше.

"Транспорт": В прошлом году началась реализация Стратегии развития холдинга на период до2030 года, утвержденной советом директоров компании 20 декабря 2013-го. Насколько поменялись в связи с этим приоритеты развития ОАО "РЖД", какие новые задачи возникают?

- Мы определились с ключевыми ориентирами, которым теперь следуем. Взят курс на формирование вертикально интегрированного транспортно-логистического холдинга. Это гораздо более сложная конструкция по сравнению с чисто инфраструктурной компанией. Не вдаваясь в частности, можно сказать, что одним из основных направлений стратегии стало большее ориентирование на клиента, закрепление требований по качеству и надежности предоставляемых услуг. Для такого крупного холдинга, как РЖД, сочетающего функции владельца инфраструктуры, перевозчика грузов и пассажиров, производителя логистических и сопутствующих услуг, внедрение клиентоориентированного подхода - это комплексная и масштабная задача, охватывающая все процессы от планирования до непосредственной реализации перевозки и ее ресурсного обеспечения.

На сегодняшний день в холдинге уже выстроена система управления по пяти бизнес-блокам. Для каждого из них утверждены контрольные параметры целевого состояния.

Мы планомерно переходим на систему управления с использованием стратегических ключевых показателей эффективности (КПЭ). Работая в новой системе оценок, все подразделения, выполняя свои специфические показатели, обязаны выступать "единым фронтом" и обеспечивать достижение общих параметров эффективности. Именно на таком принципе строится межблоковая координация в холдинге. А это, в свою очередь, позволит повысить конкурентоспособность холдинга, его эффективность, увеличить источники для развития инфраструктуры и повышения экономического роста в стране.

"Транспорт": Если говорить о задачах, которые возникают непосредственно для РЖД в ближайшее время, какие приоритеты вы бы выделили?

- В соответствии с директивой правительства в конце 2014 года была подготовлена и одобрена советом директоров Долгосрочная программа развития ОАО "РЖД" и его дочерних и зависимых обществ до 2020 года - как первый этап стратегии развития холдинга РЖД. Поэтому наши усилия будут направлены на достижение утвержденных в рамках долгосрочной программы КПЭ.

Ключевым направлением развития, как мы уже говорили ранее, является повышение конкурентоспособности ОАО "РЖД" и железнодорожного транспорта в целом. Поэтому приоритетное внимание будет уделяться развитию клиентоориентированности, в том числе внутренней. Только так можно обеспечить устойчивость и адаптивность к изменениям внешних факторов. При этом важно добиться, чтобы клиентоориентированность не оставалась лозунгом, не была только фасадом нашего бизнеса. Она должна быть поддержана всеми компонентами системы управления. Ориентация на требования клиента создаст необходимые условия для занятия нами на "пространстве 1520" первой позиции среди транспортно-логистических компаний.

Сокращение промышленного производства и соответственно объемов ВВП не могло не отразиться на железнодорожных перевозках

Общее негативное влияние избыточного парка на финансовые результаты ОАО "РЖД" оценивается в 14 млрд рублей

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт22.05.2015