10-11-22 / 2022
Новости отрасли
В железных рамках

По итогам III квартала снижение погрузки черных металлов к прошлогоднему уровню с учетом резкого падения производства в других секторах экономики составило, можно сказать, символические 0,5%. Однако безоблачным положение в металлургической отрасли не назовешь. Несмотря на то, что спад российского экспорта металлов с точки зрения перевозок удалось во многом отыграть внутренними поставками, потеря традиционных внешних рынков чревата существенным сокращением доходной базы металлургов.

Отрасль может в какой-то мере поддержать реализация в стране масштабных госпрограмм по строительству на ближайшие 5 лет.

Стальной откат Экспортные отправки по сети РЖД продемонстрировали отрицательную динамику, сократившись по итогам января – августа на 10,6% к прошлогоднему результату, до 17,7 млн т. Объемы падали из месяца в месяц. Так, если в апреле на экспорт ушло 2,5 млн т металлургической продукции, то в августе – 1,7 млн т.

Помимо рынка Европы, где только за 8 месяцев ввоз российских металлов сократился на 20% (в дальнейшем отставание от уровня 2021 г. будет только возрастать, ввиду того что с 10 августа ЕС полностью запретил их импорт), падение коснулось Ближнего Востока и Северной Африки (-4,3%). Влияет не только санкционная политика, но и общий тренд в мировой экономике: во многих странах наблюдается снижение стоимости стали в связи с замедлением темпов строительства, говорит исполнительный директор центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков.

В прошлом году в России произведено 74 млн т сталелитейной продукции.

Загрузка металлургических комбинатов страны составила 92%, что являлось одним из лучших результатов в мире, отметил директор сектора металлургии аналитического управления "Открытие Research" Даниил Каримов. Для сравнения: у ЕС этот показатель был 72%, у Китая – 88%.

Однако этот год перечеркнет успехи прошлого. Ожидается, что объем выпуска стали сократится до 68 млн т. При этом следующий год может оказаться еще хуже для отрасли. Согласно прогнозу, в России будет выплавлено 62 млн т стали, правда, затем начнется постепенное восстановление производства, прежде всего за счет увеличения внутреннего рынка.

Из общего объема производимой металлопродукции в РФ примерно половина идет на внешний рынок и половина – на внутренний. "То есть экспорт – один из важных источников дохода. Это фактор, который во многом определял качество, темпы и направления российских сталелитейных мощностей", – подчеркивает Д. Каримов.

Так сложилось, что экспорт был высококонцентрированным: на несколько стран приходится свыше 60% поставок черных металлов. "В частности, крупную позицию в 2021 году занимали ЕС, Северная Америка в лице Мексики и Тайвань. Если объединить Евросоюз и Тайвань, 40% экспорта стали, или 16% производства, приходилось на страны, с которыми Россия значительно ухудшила отношения. При этом деградация взаимоотношений, возможно, продолжится в будущем", – не исключает аналитик "Открытия Research".

В результате воздействия санкций требующий переориентации российский экспорт черных металлов оценивается в размере 7 млн т, что составляет около 20% от совокупного экспорта российской металлопродукции, в свою очередь, подсчитали в ЦНИИчермет им. И. П. Бардина. Безусловно, встает вопрос расширения географии экспорта, в первую очередь за счет развивающихся стран. Экспортный потенциал отечественной металлургии сохраняется, но реализовать его в полной мере непросто из-за высокой конкуренции, указывает эксперт. "Страны Ближнего Востока и Северной Африки являются чистыми импортерами с потребностью 20 млн т.

Можно экспортировать туда, но там мы сталкиваемся с нашими дружественными партнерами и одновременно конкурентами. Это поставщики стали из Китая, Индии и пр., что важно – это поставщики дешевой стали", – говорит Д. Каримов.

Наращивание экспорта на новые рынки затрудняет и недостаток транспорта, в первую очередь это относится к флоту. Как и многие другие российские экспортеры, металлурги столкнулись с проблемами фрахта судов из портов Северо-Запада, в которые перестали заходить многие западные судовладельцы. "Турки, греки, в принципе, неплохо работают в акватории Черного моря, не сильно боятся санкций, но заставить их зайти в Балтику крайне тяжело", – признается начальник управления по закупке логистических услуг дирекции по планированию производства и логистики "Российской стали" ПАО "Северсталь" Станислав Разомаскин. По его словам, компания также задействует морские схемы перевозки из портов Дальнего Востока и АзовоЧерноморского бассейна. "Сложности есть, но пока справляемся. Видим, что возможность работы налаживается, судовладельцы как-то уходят от своей боязни работать в неизвестности.

Кто-то первый попробовал по работать с российскими грузами, ничего не произошло, вторичные санкции не сработали, остальные начинают брать наш груз. В частности, с металлопрокатом выходим в нормальное рабочее русло", – свидетельствует представитель "Северстали".

Экспорт против правил Вследствие санкционных запретов и ограничений по сбыту в Европу грузоотправители переключились на азиатские рынки, перестраивая свою логистику. Как рассказал коммерческий директор АО "Новая перевозочная компания" (входит в группу Globaltrans) Дмитрий Шпаков, с марта металлургические предприятия увеличили отгрузки в СНГ (+5,6% к январю – августу 2021 г.) и государства Восточной и ЮгоВосточной Азии (+12,1%). По итогам 8 месяцев экспорт черных металлов через Дальний Восток к прошлогоднему уровню вырос на 19%, до 4,1 млн т. Для сравнения: грузопоток в направлении Северо-Запада сократился на 25% (до 4,2 млн т), Юга – на 18% (до 6,9 млн т). Только через тихоокеанские порты было экспортировано 3,7 млн т – на 0,6 млн т больше, чем годом ранее. Стоит сказать, что потери по экспортным металлам у стивидоров Санкт-Петербурга составили 0,6 млн т (перевалка сократилась до 2,6 млн т), Новороссийска – 0,8 млн т (до 4,4 млн т).

"Росту интереса к Дальнему Востоку, помимо санкций, способствовала приостановка с 6 марта по 1 июля Правил недискриминационного доступа перевозчиков к сети РЖД (ПНД). В результате чего у металлургов появились дополнительные возможности транспортировки черных металлов по Восточному полигону", – отметил Д. Шпаков.

Разворот железорудного сырья и металлов на страны Азии усилил конкуренцию с углем за провозную способность Восточного полигона. До вступления в августе в силу европейского эмбарго угольщики активизировали поставки в адрес портов Северо-Запада. В то же время из-за приостановки ПНД кузбасский уголь потерял преференции на Восточном полигоне, уступив часть мощностей инфраструктуры на данном направлении. Кроме угольной продукции, упали перевозки лесных, нефтеналивных грузов, сообщил руководитель департамента стратегии и аналитики СУЭК Игорь Куротченко, при этом в лидерах роста оказались черные металлы – металлурги из европейской части РФ (в том числе активы НЛМК, "Северстали") существенно добавили экспорта на восток. Выросли отправки бумаги из Карелии и Архангельской области (предприятия компаний "Сегежа", группы "Илим") и цветных металлов.

Когда отменили ПНД, ряд компаний, в том числе в металлургической отрасли, получили доступ к перевозкам через Восточный полигон, которого ранее не имели, подтверждает заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Это повлияло на динамику отправок металлов на азиатские рынки. Однако РЖД возобновили выдачу квот кузбасским угольным компаниям при перевозках на Дальний Восток, и уже в августе металлурги перевезли в восточном направлении на 30% меньше, чем в июле, констатирует В. Савчук.

Следует отметить, что РЖД более выгодны перевозки черных металлов как высокодоходного груза третьего тарифного класса. Например, доход компании за один поезд в случае перевозки металлопродукции от ст. Череповец (СЖД) до ст. НаходкаВосточная оценивается в 17,2 млн руб.

Тогда как за рейс с углем от ст. Ерунаково (ЗСЖД) до припортовой станции – 8,4 млн руб., от ст. Улак (ДВЖД) – 4,3 млн руб.

Металлургам обещают большую пятилетку Хотя спрос на перевозки в восточном направлении сейчас опережает скорость развития железнодорожной инфраструктуры, РЖД способны реализовать ряд мер, позволяющих задействовать технологические резервы и принимать к отправлению объемы грузов, которые превышают нормативную провозную способность, плюс продолжается модернизация БАМа и Транссиба, говорит Д.

Шпаков. От реализации этих мер зависят планы по экспорту и у отечественных металлургов.

Азиатский регион – один из перспективных рынков для переориентации экспортных потоков российской металлопродукции, в потенциале экспортные поставки на рынки АТР возможно довести до 65 млн т в годовом выражении, прогнозируют в ЦНИИчермет им. И. П. Бардина. В ЮгоВосточной Азии наметилась тенденция к увеличению потребления слябов и квадратной заготовки, прутков и арматуры, проволоки. Объемы импорта фасонного проката и плоского широкоформатного листа, правда, снижаются третий год подряд, но при этом горячекатаный лист из прочих легированных сталей в 2021 году показал значительный рост.

В то же время, уточнили в Институте черной металлургии, отечественным производителям необходимо учитывать высокий уровень конкуренции на рынках данных стран, высокую степень их торговой защиты, а также рост логистических затрат. Неизбежное удорожание логистики и более низкий по сравнению с Западной Европой уровень цен на азиатском рынке снижают рентабельность российского экспорта. Еще один вопрос связан с дальнейшим спросом КНР на металлы. С одной стороны, Китай, являющийся крупным импортером сырья, в обозримой перспективе начнет снижать потребление металлопродукции из-за сокращения темпов строительства жилья. С другой – эффект могут дать совместные с КНР проекты. В частности, расширение договора о поставках природного газа в Китай потребует строительства трубопровода "Сила Сибири – 2", говорит директор по развитию бизнеса и консалтинговой практики MMI Илья Коломеец. Это увеличит спрос сталь примерно на 2-2,5 млн т.

Не стоит забывать и о возможностях внутрироссийского рынка. Заметим, что внутренние перевозки черных металлов по РЖД за 8 месяцев выросли на 9,3%, до 27,8 млн т, что не дало серьезно просесть погрузке данной номенклатуры груза. Увеличение трафика на внутрироссийских направлениях обусловлено как высокими показателями I квартала на фоне продолжавшегося постковидного роста экономики РФ, так и переключением части объемов с экспорта.

Стимулировать отрасль в дальнейшем поможет активный переход на металлокаркасное строительство, считает И. Коломеец. По его словам, доля подобной технологии в РФ пока не превышает 10-12% от объемов стройки, тогда как во многих развитых странах она доходит до 30%.

Развитию спроса на металлопродукцию внутри страны будет также способствовать реализация федеральных и региональных программ, в том числе по газификации энергетики и реконструкции объектов ЖКХ, пояснил Д. Каримов. Потребность в металлах возрастет и с масштабной модернизацией автодорожного хозяйства. Как известно, общее финансирование соответствующей госпрограммы на 2023-2027 гг. – свыше 13 трлн руб.

Если к этому добавить комплексную программу "Строительство" и меры поддержки ипотечного кредитования, то объем государственных ассигнований превысит 20 трлн руб., говорит генеральный директор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, что соответствует 13% госрасходов на ближайшие 5 лет. "Реальные деньги уходят в строительство", – заклю- чает он.

Вследствие санкционных запретов и ограничений по сбыту в Европу грузоотправители переключились на азиатские рынки, перестраивая свою логистику. С марта металлургические предприятия увеличили отгрузки в СНГ (+5,6% к январю – августу 2021 г.) и государства Восточной и Юго-Восточной Азии (+12,1%)

Этот год перечеркнет успехи прошлого. Ожидается, что объем выпуска стали сократится до 68 млн т. При этом следующий год может оказаться еще хуже для отрасли. Согласно прогнозу, в России будет выплавлено 62 млн т стали, правда, затем начнется постепенное восстановление производства, прежде всего за счет увеличения внутреннего рынка

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер10.11.2022