01-06-11 / 2011
Новости отрасли
В ж/д отрасли грядет появление нового поколения грузовых вагонов с повышенной нагрузкой и увеличенным межремонтным пробегом

На вопросы нашего корреспондента ответил Максим Куземченко.

- В железнодорожной отрасли грядет появление нового поколения грузовых вагонов с повышенной нагрузкой и увеличенным межремонтным пробегом.

ТВСЗ провел сертификацию тележек Barber S-2-R в двух весовых категориях - 23,5 и 25 тс. Какие технологии применены в новой тележке и можно ли ее реально назвать инновационной?

- Тележка разработана мировым лидером в проектировании ходовых частей вагонов - компанией Standard Car Truck. При проектировании были использованы новейшие разработки и программные средства, поэтому тележка, бесспорно, является инновационной. Компания использовала весь свой более чем столетний опыт и наработки, при этом тележка разработана для российской специфики с нуля. Мы с самого начала требовали приспособленности к особенностям эксплуатации и климатическим условиям, простоты в обслуживании, прочности, и у SCT это получилось.

За счет своих конструктивных особенностей тележка отличается повышенным межремонтным пробегом и меньшим воздействием на путь, а также позволяет строить вагоны повышенной грузоподъемности.

- Одним из основных моментов является внедрение нового продукта. Какие мероприятия в связи с этим выполняет завод?

- Всех операторов прежде всего интересуют доходы, а не расходы. Насколько экономически эффективна будет эксплуатация вагонов на тележке Barber по сравнению с отечественными и зарубежными аналогами?

- Операторы действительно получают больший доход при использовании вагонов на тележках Barber. Так как она реже отцепляется в ремонт и меньше простаивает в депо, тележка обеспечивает больший фонд рабочего времени и зарабатывает больше денег. Большая грузоподъемность позволяет получить на 6-8% меньший тариф в расчете на тонну груза. Опять же для перевозки определенного объема груза нужно меньше вагонов, а это уже экономия инвестиций.

Нельзя не сказать про ремонты, которые у многих операторских компаний составляют более 30% от общего уровня затрат и прямо влияют на прибыль. Институт проблем естественных монополий оценил, что стоимость жизненного цикла тележки Barber в два раза ниже, чем у тележки 18-100.

Тележка привлекательна и для собственника инфраструктуры. Результаты испытаний по воздействию на путь грузовых вагонов на тележках типа Barber S-2-R показали, что данные вагоны оказывают меньшее воздействие на путь, чем вагоны на тележках 18-100.

Проведенные Инженерным центром вагоностроения по нашей инициативе предварительные расчеты показали, что происходит сокращение затрат на содержание пути. В связи с этим было бы целесообразно часть экономии средств от сокращения затрат на содержание пути направить на снижение тарифов на перевозку в этих вагонах. Это явилось бы дополнительным стимулом для собственников к приобретению вагонов на тележках, снижающих воздействие на путь.

- Каковы перспективы применения данного продукта на "пространстве 1520"? Каков рыночный потенциал тележек Barber и сколько может занять по времени процесс обновления парка вагонами на новой тележке? Есть ли контракты на поставку тележек предприятиям Украины, Казахстана? На каких условиях вы планируете распространять тележки Barber?

- Вагоны на тележках Barber со стандартной осевой нагрузкой 23,5 тс уже генерируют интерес среди собственников подвижного состава и операторов. С другой стороны, мы не ждем взрывного спроса на вагоны повышенной грузоподъемности на тележке Barber с осевой нагрузкой 25 тс в ближайшее время по двум причинам. Во-первых, есть опасения собственников инфраструктуры, вагонов и груза относительно свободы эксплуатации таких вагонов на всей сети. Во-вторых, существующего объема кузова полувагона (88-90 куб. м) недостаточно для полного использования грузоподъемности, скажем, при перевозке угля. Собственники могли бы с этим смириться, но в этом случае им придется платить и за недогруженный уголь, потому что тариф рассчитывается по установленной, то есть повышенной, грузоподъемности.

В связи с этим мы считаем очень позитивным, что в продуктовой гамме Тихвинского завода есть инновационная, но переходная тележка (с осевой нагрузкой 23,5 тонны), а не только тележка повышенной грузоподъемности. Важно и то, что мы достигли большой степени унификации между этими тележками - они отличаются всего двумя узлами, поэтому собственник не будет создавать дублирующие запасы частей.

Мы с самого начала поняли, что спрос создается рынком и уже за ним идут вагоностроители. В прошлом году мы открывали книгу заявок на вагоны на тележке Barber и вынуждены были закрыть ее практически сразу, потому что спрос превышал наши возможности на несколько лет. С другой стороны, мы понимаем, что ценность нового стандарта прямо пропорциональна количеству единиц вагонов, этот стандарт использующих. Собственникам будет лучше, сервис и запчасти будут доступнее, если по сети будут ходить не тысячи вагонов производства ТВСЗ, а десятки тысяч вагонов на тележках Barber, которые произведет вся отрасль. Поэтому мы начали распространять конструкцию как открытый стандарт для вагоностроителей, выкупив перед этим полные права на тележку у разработчиков. Подписаны соглашения с УВЗ, "Татравагонкой", Кременчугским сталелитейным заводом, "Днепровагонмашем". Ведется взаимодействие с многими другими заводами. Заводы и в России, и на Украине, в Казахстане и в Белоруссии видят потенциал тележки и проявляют интерес уже сейчас, ведь скоро на рынке будет избыток мощностей, а конкурировать ценой бесконечно заводы не смогут - нужно строить эффективные вагоны на современной ходовой части.

На данном этапе мы предлагаем условия, которые делают приобретение лицензий более интересным, чем разработка и внедрение своей собственной тележки.

- Когда рынок увидит первые вагоны на тележках Barber?

- Рынок увидит их уже в этом году. Буквально в этом месяце мы планируем начать поднадзорную эксплуатацию вагонов повышенной грузоподъемности на новой тележке. Во втором полугодии завод начнет серийный выпуск вагонов, притом в 2011 году мы планируем производить вагоны только на тележках Barber.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок01.06.11Высокий потенциал