13-08-24 / 2024
Новости отрасли
В Западной Сибири темпы прироста переработки контейнеров снижаются

На днях "РЖД-Партнер" попытался разобраться, правда ли, что ситуация с погрузкой и движением по сети РЖД складывается непросто. Участники рынка говорят о проблемах в разных частях страны и с разными типами вагонов. В Западной Сибири сложности возникают с переработкой контейнеров – об этом нашему изданию говорит Сергей Максимов, президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири. Подробнее о проблеме он рассказал в интервью "РЖД-Партнеру".

- Сергей Анатольевич, на ваш взгляд, наблюдается ли с начала года осложнение ситуации с движением грузов, с погрузкой на сеть железных дорог Сибири? Какова динамика здесь?

- Я хотел бы наибольшее внимание уделить вопросам контейнерных перевозок. Это один из наиболее важных видов перевозок, унифицированных с различными видами транспорта. Значительная часть высокотехнологичной продукции перевозится именно в контейнерах. Кроме того, если не брать в расчет топливные и угольные грузы, то порядка 75% экспортных и импортных грузов в России перевозится именно в контейнерах.

В 2024 году сложилась следующая ситуация с переработкой контейнеров в Западной Сибири. За январь – апрель 2024 прирост объема переработки составил 19,7 % к аналогичному уровню 2023 года. Начиная с мая темп роста объемов переработки контейнеров начал снижаться, в итоге за январь – июнь общий прирост составил 18,4 %. В июле – начале августа темп прироста продолжил снижение. Вышеприведенные данные взяты с учетом транзита, то есть с учетом перегрузки контейнеров с полувагонов, прибывающих в Новосибирский транспортно-логистический узел, на фитинговые платформы, которые затем отправляются в Европейскую часть России, а полувагоны отправляются на Кузбасс для последующей загрузки углем.

Прирост контейнеров, которые генерируются в Новосибирском транспортном узле или прибывают в него, идет меньшими темпами. В 1 квартале 2024 года прирост составил 10,3%. Затем отмечается снижение темпов прироста. В результате объем переработки в июле 2024 году соответствует уровню июля 2023 года. В целом прирост за январь – июль по собственной грузовой базе Новосибирского транспортно-логистического узла составил 8,1%.

- Какие сложности с отправкой и продвижением контейнеров можно обозначить в июле 2024 года в Сибири? Июльские цифры по погрузке в целом многих взволновали, хотя категория грузов, куда входят в том числе контейнерные грузы, показала +1%, согласно данным ОАО "РЖД".

- В Западной Сибири снизилась погрузка контейнеров, как и по всей стране. Я уже говорил выше, что до июня месяца 2024 года мы шли с повышением объемов погрузки к аналогичному периоду 2023, а вот июль уже сработали на уровне прошлого года. При этом темп прироста объема отгрузки начал падать примерно с мая 2024 года.

Здесь есть ряд причин. Я бы хотел отметить одну из самых важных – снижение объема экспортных и импортных перевозок между Россией и Китаем. Это связано с введением США и странами ЕС вторичных санкций в отношении китайских компаний. В результате ряд китайских компаний расторгли договора о поставке продукции, в том числе промышленного назначения, из Китая в регионы Сибири и из регионов Сибири в Китай. Были случаи, когда с контейнерных терминалов в Китае возвращали уже отгруженную продукцию. Соответственно, снижается и экспорт.

Возникли проблемы с обеспечением платежей, несмотря на переход в расчетах на юани. Соответствующие структуры в США начали отслеживать движение финансовых потоков не только в долларах и евро, но и юанях, и накладывать вторичные санкции. В результате многие банки и коммерческие структуры Китая отказываются от работы с Россией. У нас есть надежда, что данный вопрос будет решен, уже вырабатывается ряд механизмов позволяющих обойти вторичные санкции. В случае их реализации, надеемся, что рост перевозок возобновится.

- На каких участках, если говорить о железной дороге в целом, отмечаются наибольшие трудности, по вашим ощущениям?

- Наверное, самой проблемной остается ситуация на Восточном полигоне Российских железных дорог. Данная ситуация была связана с несколькими факторами: санкционной политикой США, стран ЕС и других недружественных государств. Это привело к переориентации грузопотока на восток. В результате существенно вырос объем перевозок в Китай и дружественные страны Азиатско-Тихоокеанского региона из Центральной части России, Урала.

Сибирские регионы также нарастили объемы в этом направлении. Вырос объем перевозки угля на экспорт в направлении портов Дальнего Востока и сухопутных пограничных переходов. Этот груз к тому же был признан приоритетным грузом. Все это вызвало дефицит провозных и пропускных способностей на Восточном полигоне.

В настоящее время Правительством РФ и ОАО "РЖД" реализуется ряд мер по модернизации Восточного полигона. Понятно, что это требует времени. Мы уже сегодня видим, что реализация этих задач идет и приносит конкретные положительные результаты, но острота вопроса в полной мере пока не снята.

Беседовала Полина Карпович

Напомним, что вопросы, связанные с контейнерными перевозками, будут обсуждаться на деловом семинаре ""Контейнерные перевозки"", который состоится 29 августа 2024 года в г. Москве в отеле "Золотое кольцо" (ул. Смоленская, д. 5). Начало мероприятия – 10.00 ч. Организатор – редакция журнала "РЖД-Партнер". Участие возможно как офлайн, так и в онлайн-формате.

На семинаре будут освещены различные темы, связанные с контейнерами: поговорим о динамике контейнерных перевозок, особенностях работы с ними на маршрутах Россия – Китай, ЕАЭС, МТК Север – Юг, эффективности логистических операций и способах минимизации логистических издержек, тарификации для перевозок контейнеров разными видами транспорта, современных технологических решениях и развитии инфраструктуры для обработки и перевалки контейнерных грузов и др. К участию приглашены ведущие отраслевые эксперты и представители контейнерного рынка.

По вопросу участия в мероприятии обращайтесь по тел +7 812 418 34 90 или по электронной почте conf@rzd-partner.ru

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер13.08.2024