27-01-12 / 2012
Новости отрасли
В Южной Якутии железная дорога пришла к Эльгинскому месторождению угля

В январе путеукладчик перешагнул знаковую цифру "300 км" и пришел к финишу. Это означает, что завершился первый этап работы для механизаторов, мостовиков, взрывников. Но следом на Эльге развернулась стройка будущего поселка и горно-обогатительного комплекса. Весной начнется реконструкция станции Улак, от нее Дальневосточная дорога будет принимать эстафету у ООО «Мечел – ТрансВосток», которое занимается эксплуатацией ветки Улак – Эльга. В 2012-м угольщики пообещали нарастить темпы добычи угля. Какие еще грандиозные планы у железнодорожников в связи с развитием крупнейшего в мире месторождения угля, выяснял наш корреспондент.

Под эгидой «Мечела»

Морозом в 40 градусов, пронизывающим ветром и снежными заносами встретила Эльга поезд с путеукладчиком. Последнее 25-метровое звено легло рядом с вахтовым поселком угольщиков.

Согласно традиции строителей железных дорог, оно должно быть окрашено в «золотой» цвет, однако на этот раз решили отойти от этого обычая и уложить обычные рельсы. Несмотря на отсутствие торжественного антуража, цель, поставленная государством перед компанией «Мечел», достигнута. Спустя четыре года железная дорога пришла к Эльгинскому месторождению угля. Объем инвестиций в проект достиг порядка 40 млрд рублей.

– Завершение строительства железной дороги – один из самых сложных и важных этапов в реализации уникального проекта по освоению Эльгинского угольного месторождения. Открытие сквозного проезда до угольного комплекса позволит в 2012 году существенно облегчить доставку грузов, необходимых для наращивания объемов добычи на Эльге, а также осуществлять отправку угля по железной дороге. Этот проект по своим масштабам является уникальным для горнодобывающей отрасли. Завершение строительства железнодорожного пути вместе с пуском самого месторождения за столь короткий срок с учетом кризиса 2008-2009 годов в очередной раз доказывает, что «Мечел» – одна из немногих компаний, обладающих потенциалом реализации столь масштабных проектов, – отметил в своем интервью председатель совета директоров открытого акционерного общества «Мечел» Игорь Зюзин.

Справка

Строительство железной дороги Улак – Эльга началось еще в 2000 году. Его заказчиком выступило государство в лице Министерства путей сообщения. На первоначальном этапе для реализации проекта оно выделило огромные финансовые ресурсы. Примерно за год работы генеральному подрядчику удалось уложить 60 км рельсошпальной решетки. В январе 2002 года строительство железной дороги Улак – Эльга было заморожено. В адрес «Балтийской строительной компании» МПС направило постановление, в котором предписывалось приостановить все работы на подъездных путях к Эльгинскому месторождению угля до особого распоряжения.

Такой поворот стал шоком для тысяч строителей, поначалу не веривших в то, что можно остановить столь масштабное строительство. Возмущенные действиями чиновников, работники десятков компаний проводили митинги на центральной площади Тынды, писали письма президенту России. Но решение МПС никто отменять не стал, и в течение нескольких месяцев 2002 года тысячи строителей вместе с техникой выехали со своих участков на линии Улак – Эльга.

Через 5 лет пришедшее на смену МПС ОАО «РЖД» продало построенный 60-километровый участок дороги и акции ОАО «Эльгауголь» крупнейшему в России угледобывающему предприятию «Мечел». Осенью 2007 года состоялась продажа активов, а в начале 2008 года строители снова вернулись на объект. Так начался второй этап сооружения железной дороги к Эльге.

Запасов Эльги хватит на век

Одно ременно с путевыми работами на Эльге идут вскрышные работы, наращиваются темпы добычи угля. Напомним, добыча угля на месторождении началась в августе 2011 года. С этого времени уголь транспортировался 30-тонными самосвалами по автодороге до 209-го километра.

Оттуда твердое топливо перегружали в вагоны, и уже по построенной железной дороге, которую эксплуатирует ООО «Мечел – ТрансВосток», оно шло до станции Улак, где эстафету принимала Дальневосточная железная дорога. Первые партии угля приходили в адрес ОАО «Коммунальные системы БАМа», которое обеспечивает теплом бамовские поселки в Тындинском, Зейском и Селемджинском районах. Эксперты отмечают отменное качество угля.

– В 2011 году с Эльгинского месторождения было отправлено получателям по Дальневосточной дороге почти 5 тыс. тонн угля. Из них один состав ушел на станцию Томусинкая, и 17 вагонов были доставлены на бамовские станции, – показывает цифры начальник Тындинского агентства фирменного транспортного обслуживания Галина Коваленко. – В планах по погрузке в 2012 году фигурирует цифра 815 тыс. тонн угля, а если смотреть вперед на пять ближайших лет, по данным, предоставленным Якутуголь, погрузка в 2018 году достигнет 12 млн тонн в год.

Очевидно, что в ближайшие годы уголь с Эльги будет поступать в центральную котельную Тындинской дистанции тепловых сетей. По этому вопросу сегодня между угольщиками и железнодорожниками ведутся переговоры.

На станции Верхнезейск, куда будут приходить составы с углем, уже готовятся к возрастающим объемам перевозок. Здесь намерены расширить штат приемосдатчиков, осмотрщиков вагонов, локомотивных бригад. На сегодняшний день рассматривается несколько маршрутов транспортировки высоко¬качественного угля с Эльги. Один из них – восточный, который пройдет через Февральск, Новый Ургал и выйдет на первом этапе через Хабаровск к порту Посьет в Приморском крае, где сегодня разгружается уголь с Нерюнгринского разреза.

На втором этапе ОАО «Мечел» намерено построить терминал в порту Ванино, и тогда уголь более коротким путем пойдет через Комсомольск-на-Амуре. Западный маршрут предусматривает поставки угля покупателям из Сибири и центральных регионов России, а также Украины. В этом случае поезда будут следовать по Байкало-Амурской магистрали через Тынду. Каждый из этих маршрутов предполагает масштабное развитие Северного широтного хода Дальневосточной железной дороги.

Цифры

• 321 км – длина железнодорожной ветки Улак – Эльга, которая проходит по территории Амурской области и Республики Саха (Якутия);

• более 250 км пути возвели строители за 4 года;

• 2,7 млрд тонн – объем разведанных запасов угля;

• 30 млрд тонн составляют прогнозные запасы угля.

Вахта уйдет в прошлое

Сегодня на Эльге уже действует вахтовый поселок на 300 человек. По проекту, реализация которого уже началась при участии южнокорейской фирмы, первая очередь вахтового поселка на Эльге будет сдана в октябре 2012 года. К этому времени поселок вырастет до 1400 человек.

В 2013 году в поселке, который, скорее всего, получит название Эльга, будет проживать уже три тысячи человек.

Работодатели считают, что вахтовый принцип работы не совсем хорош для людей и производства, поэтому не исключено, что поселок на Эльге превратится в постоянный городок с хорошей инфраструктурой. Дома будут возводить корейцы по новейшим технологиям.

Скоро из Южной Кореи на Эльгу поступит партия строительных материалов, а пока на площадке готовят котлованы под будущие дома и горно-обогатительную фабрику.

Угольная магистраль

ООО «Мечел – ТрансВосток», занимающееся эксплуатацией ветки Улак – Эльга, ведет путевые работы, готовит магистраль для введения во временную эксплуатацию. К июню планируют сдать уже два участка, а это более 200 километров пути.

Сегодня железнодорожники совместно с подрядчиками ОАО «Железные дороги Якутии» уже определились с планами по реконструкции станции Улак Дальневосточной железной дороги.

– Реконструкция станции начнется весной. На объекте будут продлены приемоотправочные и станционные пути, установлены дополнительные стрелочные переводы, протянуты линии электропередачи, перенесут пассажирскую платформу. Кроме этого планируется замена существующих устройств СЦБ и реконструкция автомобильной дороги, – говорит исполняющий директор ООО «Мечел – ТрансВосток» Евгений Дмитраков.

В процессе строительства железнодорожной ветки возведено порядка 390 искусственных сооружений. Стальная колея проложена через Становой хребет в абсолютно неосвоенном районе в сложнейших климатических условиях. Составы с углем будут проходить через крутые подъемы.

Первоначально на участке возведут три станции и три разъезда. Станция Эльга станет конечной точкой угольной магистрали, откуда будут отгружаться вагоны с углем. Уже сегодня в ООО «Мечел – ТрансВосток» сформирован штат дежурных по станции, создана дистанция пути, закуплены и арендованы локомотивы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Дальневосточная магистраль27.01.12Великий угольный путь