06-02-23 / 2023
Новости отрасли
В январе погрузка лесных грузов упала почти на 30%

Столь сильное падение перевозок свидетельствует о крайне сложной ситуации в российском леспроме. Меры поддержки отрасли сейчас рассматриваются на государственном уровне.

Снижение все глубже

В январе на сети РЖД погружено 2,1 млн т лесных грузов (без учета перевозок лесоматериалов в контейнерах) – это на 29,9% ниже соответствующего прошлогоднего результата.

В том числе погрузка на Северной магистрали составила 945,3 тыс. т (-32,5% к аналогичному периоду 2022 года), Дальневосточной – 209 тыс. т (-12%), Восточно-Сибирской – 152,4 тыс. т (-42,4%), Свердловской – 123,9 тыс. т (-10,5%).

Добавим, что в предыдущем месяце со станций РЖД было отправлено 2,3 млн т лесопродукции. Всего в 2022 году на железных дорогах без учета контейнеров погружено 31,4 млн т лесных грузов - на 24,8% меньше, чем в 2021-м.

Оперативных сведений по лесопромышленному производству за январь пока не публиковалось. Недавно были представлены данные Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) за декабрь. Согласно ЕМИСС, в последнем месяце 2022 года по сравнению с предыдущими пошло в рост производство необработанной древесины, пиломатериалов и, хотя в меньшей степени, целлюлозы. В то же время продолжился спад объемов выпуска клееной фанеры, древесностружечных плит, топливных гранул.

Помочь отрасли

Железнодорожная статистика (лесные грузы, за исключением лома черных металлов, продемонстрировали наиболее глубокий спад погрузки в сравнении с другими главными номенклатурами грузовой базы) так или иначе свидетельствует о тяжелом положении в ЛПК, что признают федеральные власти.

"Например, в Карелии, Архангельской области более серьезные проблемы, потому что их основной рынок сбыта Евросоюз, который полностью закрыл импорт из России. На Дальнем Востоке сохранился китайский рынок, но конъюнктура на нем не такая хорошая, как год-два назад", – сказал помощник президента РФ Максим Орешкин.

В начале февраля чиновник посетил ряд дальневосточных регионов, где расположены крупные лесоперерабатывающие производства. По его словам, сейчас важно разобраться в данном вопросе, найти пути, которые помогут предприятиям устойчиво пройти сложный период.

В настоящее время идет подготовка к большому правительственному совещанию по ситуации в ЛПК.

Одной из мер поддержки отрасли может стать снятие ограничений на вывоз необработанной древесины за рубеж, в первую очередь на азиатские рынки. О такой возможности, в частности, говорили в Ассоциации "Дальэкспортлес".

"Снятие ограничений, корректировка некоторых нормативных актов – эти вопросы касаются Минпромторга, Министерства экономики России", – уточнил губернатор Приморья Олег Кожемяко.

Поддержка рассматривается и по линии Рослесхоза. Ранее глава этого ведомства Иван Советников информировал, что изучается возможность внедрение моратория на запрет предоставления в аренду для заготовки древесины лесных участков с материалами лесоустройства более 10 лет. Обсуждается также предложение по оплате арендных платежей по факту реальной заготовки древесины.

В числе других вопросов, от административного решения которых зависит снижение нагрузки на предприятия ЛПК - упрощение процедуры оформления сертификата СИТЕС (Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения) в части подтверждения происхождения древесины.

Кроме того, по поручению вице-премьера РФ Виктории Абрамченко для поддержки компаний, имеющих лесосырьевую базу и обладающих промышленными мощностями по переработке древесины, прорабатывается возможность установления приоритетности перевозок лесопромышленной продукции.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер06.02.2023