12-09-12 / 2012
Новости отрасли
В условиях глобализации и развития международных проектов в логистике российскому рынку грузоперевозок нужны преобразования

И они уже есть, уверен генеральный директор немецкой компании "ТрансКэр" Ральф Янке. Однако до сих пор остается масса нерешенных проблем.

Топ-менеджмент не виноват

- Г-н Янке, почему Вы решили развивать свой бизнес также и в России?

- Я приезжал в Россию давно, еще с другой компанией, а с "ТрансКэр" я здесь с 2003 года. Сегодня у нас есть офис в Москве. Я помню, что начинал свою работу с совместного проекта для Министерства транспорта. Тогда я встретился с президентом ОАО "РЖД" Владимиром Якуниным, и он сказал, что такая компания, как наша, очень нужна России. Рынок здесь активно развивается, отметил Владимир Иванович, и поэтому мы можем поддержать внедрение в местный логистический сектор западных стандартов бизнеса. Я думаю, что именно это приглашение от президента РЖД подвигло меня к тому, чтобы я начал более интенсивную работу в России.

- Как Вы сегодня можете оценить совместную работу с РЖД? Какие сложности возникают во взаимодействии с аппаратом управления российской компании?

- Если говорить о топ-менеджменте РЖД, то это - настоящие профессионалы своего дела, очень умные и образованные люди. Но отмечу, что управление грузопотоками требует тщательной работы, быстрого принятия решений. И вот здесь помеху часто создают другие слои в аппарате РЖД. Например, управления железных дорог значительно усложняют жизнь. Я бы сказал, что некоторые главы железных дорог могут вести себя так, как "короли в своем регионе". Поэтому иногда, чтобы убедить их принять определенное решение, требуется очень много времени. И, как Вы понимаете, это оказывает влияние на скорость доставки груза. Проблемы во взаимодействии с РЖД возникают примерно на третьем-четвертом уровне управленцев после топ-менеджмента - между теми, кто принимает решение, и теми, кто осуществляет саму операцию.

- Приходилось ли Вам во время работы здесь сталкиваться с такими извечными проблемами российского бизнеса, как коррупция и бюрократия?

- Да, я наслышан об этих проблемах и сам лично с ними сталкивался. Добавлю, что я даже потерял несколько контрактов, потому что был просто не готов дополнительно заплатить.

Я здесь не говорю об РЖД - я говорю о системе российского бизнеса в целом. Если работаешь со средними слоями менеджмента, то сталкиваешься с этой проблемой в 50% случаев. Если работаешь с топ-менеджментом, то таких проблем не возникает никогда. А вот работники среднего звена в 80-90% случаев стремятся лично пригласить тебя на обед и очень умело, очень дипломатично стараются заполучить дополнительные суммы. Отмечу, что у нас, к счастью, сложились хорошие и прочные отношения с клиентами и партнерами.

- Занимается ли ваша компания "зеленой" логистикой? Насколько сложно делать упор на экологию в России?

- Экология здесь не стоит на первом месте - это очевидно. А что касается нашей компании, то у "ТрансКэр" масса проектов "зеленой" логистики в Германии. В Европе следовать принципу экологичной логистики - это очень важно. Смотрите, что выходит. Уменьшение вредных выбросов в окружающую среду происходит в результате сокращения маршрута грузоперевозки. То есть чем меньше миль проходит груз, тем лучше. Получается, что мы совершенствуем саму логистическую цепь и таким образом поддерживаем экологические стандарты. В результате мы видим повышение скорости доставки, улучшение качества работы. К сожалению, в России этого пока не поняли. "Зеленая" или не "зеленая" логистика - это здесь не имеет значения, на стоимости перевозки это никак не сказывается.

Я думаю, что сегодня российской системе железнодорожных грузоперевозок нужна либерализация. Очевидно, что сейчас железная дорога теряет грузы на коротких расстояниях - они переходят на автотранспорт. Но расстояния от 500 км очень привлекательны для железной дороги. Если система будет более гибкой, то эти грузы могут вернуться на сеть и таким образом способствовать развитию "зеленой" логистики. Ведь, как известно, рельсовый транспорт, в отличие от автомобильного, более безопасен для окружающей среды.

Проблема - низкая лояльность

- В целом, проработав столько лет в России, как Вы можете оценить текущую ситуацию на логистическом рынке?

- За последние 4-5 лет в этом сегменте рынка в России произошел заметный рывок вперед. Частные логистические компании и операторы развиваются по западным стандартам, сегодня на вашем рынке очень много коопераций с иностранными компаниями, иногда создаются международные СП. Пример - такие гиганты, как Globaltrans или FESCO, развиваются четко по западным меркам.

Сегодня на рынке появляется много международных проектов. Даже на примере нашей работы могу отметить, что до 2008-2009 гг. у нас было два направления работы - европейские клиенты, которым мы рассказывали о бизнесе в России, и российские клиенты, которые хотели повышать уровень развития своего бизнеса. Со временем мы начали создавать межнациональные СП. Бизнес становится более интернациональным, и поэтому постоянно требуются высококвалифицированные специалисты.

- Что касается общего уровня подготовки логистов в России, сложно ли было Вам найти здесь профессионалов?

- Отмечу, что технологическое образование у вас очень хорошее, а вот коммерческое - не такое сильное, поэтому мы вынуждены регулярно задействовать наших российских специалистов в европейских проектах, чтобы постоянно повышать уровень их квалификации. Есть большая пропасть в логистическом образовании, так как оно в России сфокусировано в основном на технологических процессах, а не на маркетинге и коммерческих аспектах. Поэтому нам было очень сложно найти профессионалов. Ну а теперь мы регулярно вывозим свой штат в немецкий офис на 3-6 месяцев, где рассказываем сотрудникам о логистических и коммерческих ноу-хау.

- Как бизнесмена атмосфера на российском рынке Вас удовлетворяет? Или Вы ожидали увидеть здесь что-то иное?

- За годы работы с Россией я лучше изучил ваш рынок, у меня здесь появилось много друзей. И знаете, я удивлен. Позитивно удивлен самими возможностями развития в России. Но я немного расстроен уровнем лояльности работников с точки зрения заинтересованности в долгосрочных отношениях. В Германии лояльность сотрудников выше. А здесь если специалисту предложат работу с зарплатой на $100 больше, то он уйдет из компании иногда даже вообще без предупреждения.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер11.09.12Перевозкам нужна либерализация