11-12-13 / 2013
Новости отрасли
В уходящем году тенденция слияния и поглощения операторских компаний сохранилась

По мнению экспертов рынка, консолидация операторов будет продолжаться, поскольку она позволяет оптимизировать перевозочный процесс и перейти на долгосрочной планирование, в котором сейчас нуждается рынок.

Крупных сделок M&A (слияния и поглощения) на операторском рынке в 2013 году было немного. Из них поглощений корпоративных транспортных компаний транспортными холдингами - только два. Так ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК) приобрела 100% акций ЗАО "Стальтранс" - корпоративной компании ОАО "Северсталь " - за $160 млн. Сделка включает заключение пятилетних контрактов на перевозку до 70% грузовой базы "Северстали" и ее ключевых дочерних предприятий "Воркутауголь" и "Карельский окатыш". Globaltrans консолидировал 100% "ММК-транс" - кэптивного оператора группы ОАО "ММК", потратив на это в сумме $225 млн. В придачу Globaltrans получил пятилетнее соглашение о железнодорожных перевозках не менее 70% грузов ММК. Еще одной крупной сделкой стала покупка холдингом Rail Transports Company Ltd (RTK, основным активом холдинга является "Рустранском") 100% долей в капитале ООО "Транслес" за $100 млн. Компания перешла в руки новым владельцам со всей грузовой базой. АФК "Система", это новый игрок на операторском рынке, до конца года обещает закончить реструктуризацию своих активов путем объединения купленных в 2012 году "Финансового альянса" и "СГ-транса" в одну компанию. В текущем году произошло одно нетипичное для рынка перевозок событие: СИБУР заключил с Rail Garant соглашение о продаже принадлежащего компании парка вагонов для перевозки сжиженного углеводородного газа, по условиям которого Rail Garant передаст весь приобретенный парк в управление "СИБУР-Трансу" - транспортному оператору СИБУРа. Половина парка будет передана в аренду, вторая половина может использоваться "СИБУР-Трансом" в рамках договора на оказание услуг по обеспечению компании подвижным составом. "Такое решение отражает желание СИБУРа сохранить возможность осуществления гарантированных перевозок собственной продукции в необходимых объемах при возврате ранее инвестированного в создание вагонного парка капитала ", - объяснил исполняющий обязанности директора по логистике ОАО "СИБУР Холдинг" Александр Федына. В целом же, по оценке руководителя отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александра Поликарпова, в 2013 году объем сделок по слиянию и поглощению операторских компаний в финансовом выражении сократился в 5 раз по отношению к прошлому году. "В 2012 году был совершен ряд крупных сделок, таких как покупка 25% акций ОАО "ПГК" НТК (50 млрд руб). В 2013 году аналогичных по масштабам сделок не было и не ожидается. Но их количество вряд ли будет снижаться, так как рынок предоставления вагонов перегрет и роста спроса на услуги операторов не ожидается", - отметил он.

Как показывает опыт, укрупняясь, операторы не только пополняют парк и получают долгоиграющий актив, но и расширяют свою клиентскую базу. Грузовладельцы же в условиях относительной стабильности на рынке избавляются от кэптивов, чтобы сократить издержки. "Многие производители продают своих кэптивных операторов крупным операторам, преследуя две цели: избавление от непрофильных активов и обеспечение себя стабильной услугой по предоставлению вагонов.

Операторы покупают не физические активы (в виде вагонов), а стабильный спрос на свои вагоны. В результате сделки по слиянию выгодны операторам и крупным производителям ", - сказал Александр Поликарпов. Поэтому, считает вице-президент ООО "Покровка Финанс" Алексей Вязовский, консолидация операторского рынка будет продолжаться. "Тенденция укрупнения бизнеса транспортных, а конкретнее, операторских компаний наблюдается и в России, и во всем мире. В равных условиях более конкурентны компании с парком, по нашим оценкам, от 30 тыс. вагонов. Это значит, что слияния и поглощения в отрасли про должатся, возможно, меньшими темпами", - отметил Алексей Вязовский.

Для того чтобы тенденция слияний и поглощений продолжалась, по мнению председателя НП "ОПЖТ" Ольги Лукьяновой, необходимо три условия: существенное падение рентабельности бизнеса одних операторов, сохранение уровня рентабельности у других операторов, а также нали чие финансовых возможностей по покупке коллег-конкурентов. "Если озвученные условия будут схо диться в одной точке, то мы вполне сможем увидеть в 2014 году целый ряд поглощений одних операторов другими. Но поскольку операторских компаний со стабильной грузовой базой на рынке почти не оста лось, сделок по приобретению кэптивных операторов будет одна-две. Остальные опе раторы будут покупаться не как компании, а как имущественные комплексы. Так, недавно приобретенное ЗАО "ЗР" было ликвидировано как бренд из-за отсутствия каких-то интересных новому владельцу контрактов с грузоотправителями", - отметила Ольга Лукьянова.

Если любая консолидация, по мнению мелких операторов, для рынка вредна, то крупными она воспринимается позитивно. Финансовый директор Globaltrans Александр Шенец считает, что консолидация ведет к улучшению контрактной базы. "Контракты почти со всеми клиентами носят годовой характер. Многие из них при изменении условий на рынке допускают пересмотр цен и объемов внутри года. Улучшение контрактной базы может происходить одновременно с консолидацией рынка. Чем больше наших клиентов избавится от своих кэптивных компаний, тем лучше для рынка. Клиенты будут ориентироваться на долгосрочные контракты, - отметил он.

Переход на долгосрочные контракты позволит планировать перевозки на более длительные сроки. По словам заместителя начальника департамента корпоративных финансов ОАО "РЖД" Павла Ильичева, развитие рынка тормозит краткосрочное планирование. Давать жесткую гарантию на вывоз груза на год или два участники рынка пока не готовы, а это, по сути, фактор, который сдерживает инвестиции. "Для нас важно, чтобы весь рынок начал планировать на срок не на квартал, не на год, а на 3-7 лет. Тогда можно планировать инвестиции, определяться по тарифам, тогда четче и понятнее будет для всех прогноз по грузопотокам", - подчеркнул Павел Ильичев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.12.13Крупная польза