13-05-19 / 2019
Новости отрасли
В турецкий маршрут все включено

ОАО "РЖД" 6 мая подписало меморандумы о развитии сотрудничества с ЗАО "Азербайджанские железные дороги" АзЖД и "Турецкими государственными железными дорогами" TCDD. Оба документа направлены на расширение участия РЖД в эксплуатации магистрали Баку – Тбилиси – Карс БТК. Меморандумы также предполагают возможность строительства в Турции железной дороги стандарта 1520 мм, а также привлечения дополнительных грузов для перевозок контейнерными поездами по западному маршруту коридора "Север – Юг".

Магистраль Баку – Тбилиси – Карс дотянется до России. Первый меморандум подписали генеральный директор – председатель правления "РЖД" Олег Белозеров и председатель АзЖД Джавид Гурбанов в Баку в рамках деловой поездки главы российской компании. Стороны намерены способствовать росту грузоперевозок по маршрутам Иран – Азербайджан – Россия – Европа в рамках западного маршрута международного транспортного коридора "Север – Юг" и маршрута Россия – Азербайджан – Турция с использованием БТК.

Кроме того, отмечается в пресс-релизе РЖД, планируется развивать транзитные перевозки по направлению Восток – Запад – Восток, прежде всего в сообщении между Азербайджаном и Китаем транзитом через территорию РФ, а также между КНР и другими странами транзитом по территории России и Азербайджана. Стоит отметить, что в настоящее время транзит грузов из Китая в Азербайджан идет, главным образом, через территорию Казахстана и Каспийское море. По итогам 2018 года самыми прибыльными статьями экспорта из России в Азербайджан являются черные металлы и древесина – в прошлом году таких товаров вывезено на общую сумму $190,38 и $181,61 млн соответственно. В обратном же направлении ввозятся в основном фрукты и орехи ($264,51 млн), а также овощи и корнеплоды ($224,67 млн).

"Для повышения эффективности коммерческих и технологических процедур будет развиваться единое информационное пространство. Для сокращения сроков доставки грузов намечена оптимизация пограничных и таможенных процедур, включая предварительное информирование в электронном виде. Предполагается согласованное развитие погранперехода Самур – Ялама (единственный железнодорожный пункт пропуска на российско-азербайджанской границе. – Ред.), направленное на увеличение его пропускной способности с учетом перспективных объемов перевозок по транспортному коридору "Север – Юг" и по другим маршрутам", – говорится в официальном сообщении РЖД.

Как ранее отмечал президент Азербайджана Ильхам Алиев, ввиду ожидаемого роста объемов грузоперевозок по коридору "Север – Юг" "необходимо проведение реконструкции местных железных дорог". В начале этого года АзЖД подготовили проект реконструкции дороги Ялама – Сумгаит (элемент коридора "Север – Юг", примыкающий к магистрали БТК), включающий в себя расширение пропускных способностей. Проект вошел в государственную инвестиционную программу Азербайджана на 2018–2027 годы, объем капиталовложений составляет порядка $180 млн.

Второй документ, трехсторонний меморандум о сотрудничестве в области развития железнодорожных перевозок, главы РЖД и АзЖД подписали совместно с генеральным директором TCDD Уйгуном Али Исханом в турецкой столице. Меморандум предусматривает обеспечение регулярных железнодорожных перевозок по маршруту БТК, включая установление экономически обоснованных тарифов и привлечение новой грузовой базы.

Как говорится в пресс-релизе РЖД, для этой цели стороны рассмотрят возможность реализации проекта по строительству второго железнодорожного пути с шириной колеи 1520 мм на участке Ахалкалаки (Грузия) – Карс протяженностью 76 км по территории Турции и терминально-логистического центра в Карсе. Напомним, действующий вариант БТК предполагает переход на станции Ахалкалаки с колеи 1520 мм на колею 1435 мм. Новый вариант, предусматриваемый меморандумом, позволит осуществлять доставку грузов в Карс без остановки на смену колесных пар.

"Подписанный меморандум открывает путь к развитию перевозок по линии БТК, которая сейчас строится под руководством азербайджанских железнодорожников. Турция подключается к единому технологическому пространству железных дорог стран бывшего СССР, а также Финляндии, Болгарии и Ирана, работающих в тесном взаимодействии друг с другом", – подчеркнул глава ОАО "РЖД" Олег Белозеров.

Он также сообщил, что уже сегодня между Россией и Турцией ежегодно перевозится 6 млн тонн грузов в прямом железнодорожном сообщении (через БТК) и 20 млн тонн с использованием разных видов транспорта, включая железную дорогу. По его словам, на коридор БТК пойдут и грузы с Транссиба, отправляемые из Республики Корея, КНР и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

"Дальнейшее развитие коридора Баку – Тбилиси – Карс в ближайшей перспективе создаст предпосылки для организации регулярного контейнерного сообщения и на постоянной основе включит Турцию в систему евро-азиатских транспортных коридоров, по ветке поедут новые грузы, появятся новые возможности развития международной логистики", – заключил Олег Белозеров.

Возможность привлечения транзитных грузов из стран АТР в Турцию по коридору БТК через территорию РФ позволит России увеличить объем транзитных перевозок за счет создания новых логистических маршрутов. Кроме того, российское транзитное направление составит конкуренцию Казахстану на этом направлении, который, к слову, первым обкатал БТК, отправив в Турцию поезд с зерном в конце позапрошлого года ("Гудок" писал об этом в ноябре 2017 года. – Ред.).

Напомним, меморандум, предполагающий строительство ширококолейной железной дороги, в мае заключили транспортные ведомства России, Словакии и Австрии – тогда речь шла о возможном строительстве магистрали Кошице – Братислава (Словакия) – Вена (Австрия). В целом в 2018–2019 годах РЖД подписали ряд аналогичных документов. В частности, в конце марта – с киргизским предприятием "НК "Кыргыз темир жолу". Среди рассматриваемых проектов в документе указано строительство железной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан и железнодорожного соединения северных и южных регионов Киргизии. А в июне 2018 года российская компания подписала меморандум о взаимопонимании с "Корейскими железными дорогами", предполагающий возможность совместной реализации проекта соединения Транскорейской железной дороги и Транссибирской магистрали при участии КНДР и Республики Южная Корея.

Кроме того, в прошлом году РЖД подписали меморандумы о сотрудничестве с правительством Сербии и "Китайскими железными дорогами".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.05.2019