23-01-09 / 2009
Новости отрасли
"В связи с экономическим кризисом падение перевозок произошло по всей номенклатуре грузов" - мнение эксперта

Виктор Евпаков, вице-президент НП «СОЮЗГРУЗПРОМ­ТРАНС» В связи с экономическим кризисом падение перевозок произошло по всей номенклатуре грузов, значительно снизились объёмы экспорта. Наиболее сильно упали перевозки металлов, руды, лесных грузов, удобрений. Потребление на внутреннем рынке не развивается из-за отсутствия оборотных средств. Невозможно получить кредиты на длительный срок, выдаются только краткосрочные кредиты – максимум на год. В этих условиях операторы практически перестали покупать вагоны. Из-за сокращения грузовой базы даже встал вопрос о досрочном списании парка. Но, с моей точки зрения, ускоренное списание подвижного состава в будущем вынужденно приведёт к потребности увеличить производство грузовых вагонов и локомотивов. Полагаю, что, когда начнётся подъём экономики, наша вагоностроительная промышленность не успеет обеспечить быстрорастущие потребности в вагонах. Альтернативой списанию вагонов могут быть их ремонт и модернизация для того, чтобы, когда в них возникнет потребность, их можно было бы ввести в эксплуатацию. Такая мера может способствовать удержанию ремонтных кадров и поддержке металлургии. В начале 2000-х годов на рынке наблюдался избыток грузовых вагонов, сопровождавшийся их списанием. Но когда спрос на вагоны начал расти, оказалось, что их просто нет. В этой ситуации шло развитие парков необщего пользования. При этом вагоны необщего пользования, как известно, имеют меньшую производительность. Если оборот вагона общего парка – 9 суток, то приватного вагона – 12,6. Следовательно, для обеспечения грузооборота возникает потребность в большем количестве вагонов. Когда активизируется грузооборот, из-за недостатка вагонов может возникнуть потребность в дополнительном увеличении вагонной составляющей в тарифе на перевозки, которая и в нынешних условиях превышает инфраструктурную. Нельзя принимать однобокие решения, они могут привести к очень серьёзным последствиям. Все проблемы должны обязательно решаться в комплексе. Когда активизируется грузооборот, из-за недостатка вагонов может возникнуть потребность в дополнительном увеличении вагонной составляющей в тарифе на перевозки. Соответственно, возрастёт стоимость перевозок. Вагонная составляющая и в нынешних условиях превышает инфраструктурную. Я считаю, что это неверная политика. Ускоренное списание подвижного состава в будущем вынужденно приведёт к потребности увеличить производство грузовых вагонов и локомотивовПри осуществлении модернизации в транспортном комплексе необходимо учитывать потребности грузоотправителей и грузополучателей. Раньше в нашей стране существовал Институт комплексных транспортных проблем (ИКТП), который как раз и занимался подобной деятельностью. Проводилось исследование географии зарождения груза и конечной доставки. Решались проблемы оптимизации перевозок: каким видом транспорта лучше доставлять груз – автомобильным, железнодорожным или водным транспортом. В настоящее время, насколько я знаю, серьёзных исследований грузовой базы не проводится. И при этом планируются крупные инфраструктурные проекты. У нас просто не существует подготовленной базы для решения комплексных транспортных проблем. Я считаю, что структуру, подобную ИКТП, можно было бы возродить при Министерстве экономического развития России. Это был бы орган, независимый ни от ОАО «РЖД», ни от Минтранса, который привлекал бы для исследований лучшие академические кадры в области транспорта. К подобным исследованиям, вне всякого сомнения, следует привлекать и бизнес. К примеру, при организации разработок полезных ископаемых необходимо оценивать транспортные перспективы: нужна ли там железная дорога или можно ограничиться подвозом грузов автомобильным транспортом; будет ли у этих разработок экспортная ориентация или будут созданы перерабатывающие предприятия для потребностей внутреннего рынка. Пока, к сожалению, низкие тарифы на перевозку сырьевых грузов, отнесённых к первому классу, в экспортном направлении способствуют тому, что их переработка в стране фактически не осуществляется. Я считаю, что в условиях экономического кризиса это станет дополнительным отрицательным фактором для отечественной экономики. Государство может повлиять на эту ситуацию с помощью налоговых механизмов и таможенных пошлин.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок23.01.2009Однобокие решения опасны